О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Е.А.Большакова
Ваш ребенок – неформал
М.: Генезис, 2010
Ролевики, готы, металлисты, панки… Люди старшего поколения смотрят на
них с удивлением и даже некоторой опаской: как общаться с ними, такими
непохожими на нас? И что они хотят сказать окружающим своими
причудливыми прическами, пирсингом, экзотическими нарядами и эпатажным
поведением? Тем, кто хочет это понять, адресована книжка.
О неформалах пишут не так уж много, и даже эти книги зачастую бывают
похожи на этнографические записки Миклухо-Маклая о папуасах –
доброжелательно, с интересом, но все равно извне, с высоты своей
цивилизованности. Здесь же автор занимает принципиально иную позицию,
ибо происходит из самой неформальной среды. И в то же время, будучи
журналисткой, может внятно рассказать нам, родителям и педагогам, об
особенностях молодежной культуры. Это желание – объяснить и помочь
договориться – очень отчетливо сквозит на каждой странице. Даже
начинается книжка с двух обращений – к родителям и подросткам.
Любое сближение начинается с понимания. В данном случае – понимания
того, что дает подросткам субкультура. Это и социализация, и снятие
напряжения, и стимул для творчества. А еще «это не каприз, не назло
взрослым… это потребность – как в пище и воде». Автор рассказывает о
том, по каким причинам и какими путями приходят подростки в
неформальные объединения, почему там остаются. Советует родителям, как
помочь ребенку снизить уровень стресса, вместо того чтобы отговаривать
его быть неформалом. Анализирует издержки субкультур и возможности их
избежать.
И наконец, довольно подробно рассказывает об особенностях самых
популярных в молодежной среде направлений. Глава так и называется:
«Шпаргалка для родителей: если ваш ребенок…», где про каждую
субкультуру коротко и по делу (как в настоящей шпаргалке) нас
информируют об образе жизни, атрибутике, мировоззрении представителей
каждой из субкультур, не забывая развенчивать самые распространенные
мифы.
Л.Г.Гребенщикова
Основы куклотерапии.
Галерея кукол
СПб.: Речь, 2007
«Я стала собирать кукол – сначала для работы, потом для души. Коллекция
моя все растет, в ней есть интересные экземпляры, которые дают мне
новые идеи, – говорит автор, уже в предисловии поясняя истоки своего
интереса к куклотерапии, – именно так родилась эта «Галерея», здесь все
экспонаты доступны».
В первых главах читатель приобщается к миру кукол. Оказывается, это не
просто забавные фигурки. На заре своей истории они выполняли магические
функции и были посредниками в ритуалах, «кукла – это символ того
таинственного, что скрыто в людях». Возможно, поэтому психологическая
работа с куклами стала так популярна. Она может быть интегрирована с
психодрамой, игротерапией, арт-терапией. Автор рассуждает об этих
направлениях и о самой сути куклотерапии, предлагает присоединиться к
размышлениям и читателю, специально оставив для этого свободное место
на странице: «На мой взгляд, куклотерапия – это…»
Теперь можно познакомиться с кругом проблем и видами кукол, которые эти
проблемы помогают разрешить. Для знакомства лучше выбрать одни виды,
для диагностики семейных отношений подойдут другие, для развития
коммуникативных навыков – третьи. Этот раздел будет интересен скорее
специалистам. А вот о разных типах кукол – тростевых, перчаточных,
теневых, ростовых – с удовольствием прочитают многие педагоги и
родители. Особенно привлекают внимание рекомендации по изготовлению и
краткое описание способов работы с тем или иным видом кукол.
Заключают книжку несколько сценариев для кукольных спектаклей и
программа занятий для детей 13–14 лет «Мой герой – знакомый и
незнакомый».