НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ НА СТАРТ
Олимпиадная страда
Нетипичный учительский опыт
Школьный декабрь головокружительно короткий. Контрольные,
пробные, срезовые всех мастей, всевозможные конкурсы местного, но
немаловажного значения и, конечно, городские и региональные предметные
олимпиады.
Об олимпиадных проблемах мы не раз писали, письма и статьи педагогов
публиковали, детские мнения приводили, однако воз и ныне там: одних и
тех же учеников посылают на 20 разных олимпиад, и порой перегрузка
доходит до того, что с утра у ребенка олимпиада, а после обеда – важный
для школы конкурс.
Нет того, чтобы озаботиться здоровьем детей и издать приказ о
невозможности участия одного ученика школы более чем, допустим, в трех
уровневых олимпиадах. Нет, потому что нужны результаты любой ценой.
И это вторая неизбывная проблема: нечестность заинтересованных
взрослых, подсказки, подлоги, интриги. А все оттого, что произошло
выворачивание изначальной цели наизнанку. Школьные предметные олимпиады
не одаренных выявляют, как должно, они качество работы школы и учителя
определяют. И уж тут не до детей, не до совести и милосердия.
Не до одаренных,как оказывается: задания на олимпиадах дают просто
трудные, на знание программы вперед, желательно – вузовского курса.
А вовсе не умные да тонкие и креативные.
Так что олимпиадников у нас «делают», как раньше «делали» медалистов, –
всяк в меру своего разумения, не исключая «любой ценой». Однако нет
худа без добра. Сегодня во многих школах практикуется целенаправленная
систематическая работа с «олимпийским резервом», поощряются
педагоги-тренеры, способные увлечь ребят интеллектуальной работой,
начиная с младших классов, подготовить их к успешным выступлениям на
будущих олимпиадах.
Правда, эти практики мало описаны. Во-первых, потому, что подобные
«кружки» себя не афишируют: тут завистники, там соперники. Во-вторых,
учителя, взявшиеся их вести, – энтузиасты, мало задумывающиеся о
практической пользе, в основном – о профессиональной самореализации в
процессе работы с мотивированными детьми. Что же происходит с учителем
на таких занятиях? Что с ребятами? Сегодня у нас есть возможность
заглянуть «в лабораторию» реального учителя-тренера.
И еще работать хотят!
…«А прикольно было!» – если в конце восьмого урока слышишь
такую фразу, а после еще остается народ на «попрограммировать
немножко», то это и есть мое учительское счастье. Что-то сдвинулось на
облаках, раз в такую погоду, да еще и в холодной школе люди делали
практические задания, теорию отвечали и еще работать хотят – все, можно
выдыхать. И если дальше хотя бы десять таких дней до Нового
года – мы в космосе, ребята!
Ребята же очень разные. Мальчик занимается у нас в компьютерном кружке
с первого класса, выучил уже все, что можно, продолжает заниматься,
бегает со своим ноутом на программирование к разным учителям, проект в
прошлом году представил по зарабатыванию денег в интернете, причем сам
реально заработал для начала, учится в спецматклассе… Но вот пришло
юное дарование. За два месяца выучил язык программирования, за две
недели «въехал» в олимпиадные задачи, обогнал уже всех и, если добавить
еще пару дней в неделю, то выскочит на призовое место сразу. За все
шестнадцать лет преподавания у меня такого мальчика не было. А он и на
олимпиаду-то идти не хочет: «Еще поготовлюсь». Спросила его, чем
собирается заниматься в жизни. Говорит: «Ну, обычно: построить дом,
вырастить дерево, воспитать сына».
Не спи, не спи, учитель
Придумала систему обучения, подходящую для нынешних детей,
которые, как известно: а) ничего не хотят; б) хотят все и сразу.
Точнее, я увидела ее во сне, четко и ясно, да, как Периодическую
таблицу, которая сначала, как говорят, приснилась Пушкину, но он в ней
ничего не понял, а потом вот Менделееву. Так что я коротко.
Активности мыслительного процесса способствуют три состояния:
расслабление, физнагрузка и положительные эмоции. Все это школа
отбирает на входе и предлагает собранность, напряжение, статичные
состояния. И вообще «кто в армии служил, тот в цирке не смеется». За
девять лет получаем тонну штампов, из-под которых интеллект уже не
просвечивается. Наводим порядок для начала в своей голове. Я вот
собралась с утра забирать олимпиадников с уроков, но увидела:
физкультура. Нет уж, святое дело, пусть поиграют, программирование
подождет. И раз уж сама я могу делать что угодно хоть целый день, если
в хорошем окружении, то переносим эту особенность на занятия с детьми.
И вот результаты сегодняшнего дня: задач решили больше, чем
запланировали, формулы выучились сами, причем по одной из самых сложных
тем. С трудом удалось их вытолкать домой в половине пятого. Само
поведение изменилось: расслабились, повеселели и заметно
активизировались.
Учи других – научишься
Вычислительную геометрию никогда не любила. Боялась этой темы
всегда. Но чудо: еще пара занятий с олимпиадниками, и я переведу ее в
разряд самых любимых. Как это случилось?
Формул для решения задач надо знать как минимум пятнадцать. Что-то из
чего-то выводится, но на олимпиаде выводить некогда, к тому же многие
темы изучаются в старших классах. Я поставила дело так. Распечатанные
большие карточки с формулами выкладываются на стол. Ученики по очереди
оставляют на одном столе то, что точно знают, остальное переносят на
другие столы по степени незнания. Посмотрели, что и как. Быстро
написали программы на те формулы, что знали. Подошли, полюбовались
формулами еще раз, унесли в папку. Вывели формулы следующего стола,
сели писать программы. Кто забывал формулу, тому приходилось вставать и
идти через весь класс к карточке в папке. На этом месте, я думаю,
организм протестовал и заставлял запомнить побыстрее, чтоб не бегать.
Так повторяли до полного перебора карточек.
Но и при изучении других тем это занятие – раскладывание листов и
условие «кто забыл, тот идет к общей папке и там читает формулы» – дает
результат больший, чем предыдущие мои попытки разрешать решение со
шпаргалкой, табличкой, выводами. Вот что работает: ходить через весь
класс лень.
Конфликт интересов
Нет для меня никакой странности или сложности в том, что чем
ближе к олимпиаде, тем больше детей приезжают на занятия из других школ
– посчитала: из восьми. И мне нетрудно ехать заправлять принтер, потому
что за неделю извели всю заправку, и мне не впервой тащиться домой в
половине седьмого. Легко. Надо только забыть, что это происходит в
выходные дни. И про зарплату, «маленькую, но хорошую», забыть, потому
что ее где-то в финверхах забыли разрешить к выдаче. Зато через неделю
мои ученики напишут олимпиаду лучше всех. Правда, мне придется пережить
поползновения коллег подтасовать результаты под свои школы.
Пережить – это значит буквально «следить за руками» и бить
вопросами по головам.
Последние несколько лет официальное городское образование перестало
делать вид, что меня не существует. До этого было всякое, вплоть до
того, что мне не разрешили зайти в школу перед олимпиадой со своими
учениками, и я раздавала последние указания на улице. Теперь решили,
что проще мне давать раз в год грамоту и не трогать. Взамен город
получает призеров олимпиады по информатике и другим конкурсам, о чем
благополучно отчитывается перед областью. Бартер обе стороны
устраивает, мне на руку неписаное правило меня не трогать. Но не все,
видимо, информированы. Молодой человек, преподающий информатику в одной
из школ, отговаривает девочку идти ко мне заниматься: я ее научу
неправильно, я человек плохой, и лучше ей со мной не связываться.
Странно. Обычно учителя отправляют ко мне в олимпиадную группу свои
лучшие кадры как можно раньше, класса с пятого.
Если не я, то кто же
Сейчас пойду в очередной раз проверять новую систему
подготовки к олимпиадам. Пока полет нормальный. Ученики подхватили идею
и свято соблюдают правило «30 минут» – это для ежедневного домашнего
программирования. Соответственно на занятия приходят с удовольствием,
поддерживают все идеи. То мы пересаживаемся по конвейеру, оставляя
открытыми тексты задач, то работаем в группах с ограничениями: самый
опытный не имеет права ничего писать или набирать на клавишах, только
раздавать идеи и указания. То ведем общие обсуждения-дебаты, сегодня
попробую открытую защиту задач на время. В планах – отправлять своих
учеников в другую школу, договорившись с учителем встретить их как
можно строже и дать задачи, чтобы решали в чужом классе. Правда, на
душе становится не очень хорошо, когда учитель говорит тебе: да зачем,
да вы можете больше, чем я. Это как-то печально слышать.
Конечно, если меня спросить, зачем мне эта головная боль с подготовкой
к олимпиаде, я буду пытаться шутить. Шутки получатся невнятные. Потому
что уже много лет время с сентября по январь – это особое время для
меня. И это отдельная история – как мне удалось собрать собственную
голову нужным образом. Сначала каждую олимпиадную задачу я решала дома
три часа минимум, рыдая и разбрасывая бумажки по комнате, перечитывая
гору книжек и сайтов с минимальным результатом. А потом мои умники
разбирали ее за двадцать минут и вопросительно смотрели в глаза. Весь
мой «гуманитарный склад организма» протестовал против рекурсии, матриц
смежности и алгоритма Дейкстры, и я доводила себя до «мы все умрем» и
«какой черт занес на эти галеры». Но то время давно прошло. Правда, не
будь его, времени огромного усилия, все было бы так, как обычно: в
школе выживают либо тираны, либо пофигисты. Без великой идеи спасания
человечества методом Гаусса или деепричастными оборотами.
Жадные алгоритмы
Идея давать 9 и 11 классам одинаковые задачи, половины теории
которых не существует в школьной программе, – это плохая идея. Очень
плохая. Я научилась как-то выкручиваться, придумывать разноуровневые
задачки, но все упирается в язык, который каким-то чудом надо
объяснить, причем не на уроке, в программе нет ничего.
И когда на занятии после двухчасового решения задач я начинаю
пятнадцатиминутку свободного разговора, мои ученики подтягиваются
поближе, и мне бывает стыдно за то, что я и тут перегружаю их,
обманывая: «а это очень легкая тема», «через пару занятий все само
пойдет». За то, что даже в эти благословенные минуты разговора не об
алгоритмах умудряюсь втиснуть хоть пару предложений новой темы. Из
наших разговоров:
– Смысла нет время тратить, надо сначала определить два главных
вопроса: кто виноват? и что делать?
– Если бы! Вопросы на самом деле такие: на фига? и как выкрутиться?
А потом мы уходим из уже темной школы в половине шестого, провожаемые
убийственными взглядами сторожа. И все устали, и хочется есть, спать и
ничего не делать. Но уже на нижних ступеньках школы звучит последний
вопрос дня: «А когда олимпиада закончится, мы же будем продолжать
собираться и что-то другое делать? Что-нибудь вообще?»