ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
Когда не нужны ни кнут, ни пряник
Семь условий возникновения внутренней мотивации
В конце полугодия все устали – и педагоги, и дети. Особенно дети.
Традиционный метод кнута и пряника в ситуации общего перенапряжения
автоматически сужается до кнута, причем все более и более жесткого.
Впрочем, поощрение и наказание – это способы влияния лишь на внешнюю
мотивацию учеников. Они не затрагивают внутренних процессов. Тогда как
дети во многом руководствуются внутренними побуждениями, интересами.
Есть ли способ повысить внутреннюю учебную мотивацию ребенка? Честно
признаться, нет. Уж слишком это загадочная и таинственная сфера –
внутренний мир человека. Однако известны определенные условия, при
соблюдении которых интерес ребенка к образованию, к предмету, к уроку
заметно повышается.
Первое условие внутренней мотивации – чувство безопасности и
свободы
Хорошо известно, что обучение эффективно происходит только
тогда, когда ребенок чувствует себя защищенным. На уроке для этого
необходимо установить некоторые правила. Без четкой поведенческой,
содержательной рамки дети слишком погружаются в собственные эмоции,
страхи, в том числе подсознательные, что мешает им сосредоточиться на
интеллектуальной работе. Напротив, чувствуя себя защищенными, сильными
(эта сила поддерживается законами, традициями), способными
контролировать свои реакции, они готовы заняться чем-то научным,
творческим.
Вот почему ученики порой сами требуют от преподавателя даже большей
строгости, чем он готов проявить. Так дети демонстрируют не столько
пресловутую потребность в сильной руке, сколько искреннее желание
работать, а не ссориться и безобразничать.
Четкая рамка урока защищает и безопасность, и свободу ученика, его
право на самовыражение (через высказывание, демонстрацию личного
результата, способа действия). Без такой возможности самореализации,
проявления индивидуальности дети скучают на занятии. Задание, которое
требует только исполнительности, может дать ощущение безопасности, но
не вызовет ни интереса, ни удовольствия. (Впрочем, есть ребята, которые
именно в такого рода заданиях нуждаются, им полезно предлагать
алгоритмичную, посильную работу.)
Иногда педагог стремится все держать под контролем. Так проявляется его
стремление к безопасности и совершенству (если все в твоих руках, то
урок пройдет, как задумано, как нужно). Но своим полновластием учитель
посягает на свободу и чувство безопасности детей. Получается, рамка
правил необходима и взрослым, и детям.
К примеру, на уроке действует правило: все говорят по очереди, не
перебивая друг друга. Это право (свобода и безопасность) каждого быть
выслушанным, не осмеянным, понятым. Хорошо известно, как непросто детям
терпеливо дожидаться своей очереди. Но еще труднее, как ни странно,
приходится педагогу. Почти нет такого учителя, который был бы способен
удержаться от желания перебить ребенка (конечно, чтобы сказать что-то
очень важное именно в этот момент), покивать одобрительно (улыбнуться
радостно на ключевых репликах), нахмурить брови или покачать головой.
Если уж преподаватель ведет себя подобным образом, то и ребята не
научатся внимательно выслушивать друг друга, удерживаясь от возражений
и оценок до конца выступления. К тому же каждый говорящий будет в
первую очередь обращаться именно к учителю, только с ним вести личный
диалог. Напряженно ждать его реакции. Это ничуть не лучше, чем ожидать
насмешек класса. Какая уж тут безопасность или свобода?
Второе условие – опора на интересы ребенка
Банальная истина: мы лучше запоминаем то, что нас задело
эмоционально, показалось интересным, важным. Однако интерес человека
обычно неосознан, спонтанен. К тому же в классе два десятка разных
людей, с разными интересами. И не у каждого он проявлен. Иногда есть
возможность подготовить задание, вопрос, который явно будет интересен
конкретному ребенку. А как быть с остальными? Мы можем предложить им
право выбирать хоть что-то: способ работы, последовательность
выполнения заданий, тему реферата, стихотворение или книгу для чтения…
Ребенок, может, и не задумается над своими предпочтениями, в ответ на
вопрос взрослого выдвинет совершенно формальный, поверхностный
критерий. Но постепенно научится сознавать свои приоритеты,
особенности. Интерес к самому себе присутствует в каждом. А предмет
станет средством для знакомства с самим собой.
Не существует, наверное, «беспроигрышных» приемов и способов работы на
уроке. Каждый раз необходимо слушать детей, наблюдать за их ответной
реакцией. Только так можно заметить проявление личных и коллективных
интересов.
Третье условие – общая цель
Дети по природе своей активны и ответственны. Им хочется быть
частью группы, но в то же время играть отдельную роль. Поэтому таким
успехом пользуются коллективные проекты, спектакли, объемные задачи,
решение которых складывается из находок отдельных учеников или групп.
Кстати, урок тоже может стать общим делом, где каждому найдется своя
роль, обязанность, отдельная зона ответственности.
Четвертое условие – включение детей в игру (соревнование)
Игра – это всегда некоторый отрыв от реальности, она дает пищу
воображению, игрок чувствует себя свободным и защищенным (правилами,
игровой ситуацией, несерьезностью результата). Даже скучноватые
дидактические игры все же не просто сидение над учебником, они легче
воспринимаются, чем зачеты и контрольные. Проигрыш – это не то же
самое, что «незачет». Это немножко понарошку. И учителя это чувствуют,
не выставляя проигравшим двоек, позволяя выполнить традиционную работу
(но уже с опытом и знаниями, приобретенными в игре).
Дети любят соревноваться, но осторожные педагоги не в каждом классе
устроят состязание, не желая провоцировать детскую агрессию, чьи-то
непомерные амбиции, чью-то неуверенность в себе. Однако соревноваться
можно и с самим собой, сравнивать себя вчерашнего с сегодняшним, себя
неумелого (до выполнения некоторых упражнений) и опытного (после ряда
тренировочных заданий).
Награда в игре или в соревновании может быть как символическая
(наклейка, конфета – даже суровым старшеклассникам нравятся милые
пустячки), так и вполне реальная (отметка в журнале, дополнительные
баллы к полугодовой оценке).
Но не стоит устраивать игры и соревнования на каждом уроке: есть
ученики, которые этого категорически не любят.
Пятое условие – работа в малых группах, в парах
Давая детям возможность работать в небольших группах, меняя
состав этих групп, мы даем «незаинтересованным» ученикам возможность
«зарядиться» чужим интересом. Возникает особая атмосфера общего
подъема, радости.
Кроме того, работа в малой группе полезна детям с неустойчивым
вниманием. Они обычно «выпадают» из урока, а значит, теряют интерес к
происходящему. К тому же на них градом сыплются замечания педагога,
безуспешно пытающегося вернуть рассеянного слушателя к реальности. В
небольшой группе при тесном взаимодействии детям легче сосредоточиться,
одноклассники по очереди берут на себя ответственность за результат, не
позволяя никому отвлечься настолько, чтобы совершенно потерять нить
разговора.
Дружеские отношения между детьми, порой мешающие на уроке, но
повышающие эффективность группового взаимодействия, также мотивируют
учеников. Тут есть одна проблема: если для работы нужно сформировать
группы, равные по силам, приходится иногда предпочесть интересы дела
личным симпатиям.
Иногда учителю проще сосредоточиться именно на групповой мотивации. А
индивидуальная – «подтянется».
Шестое условие – отказ от заблуждения, будто всем детям
всегда должно быть интересно на уроке
Ребенок должен уметь работать даже тогда, когда ему
неинтересно, не хочется. Это взрослое умение. Страшно признаться, но
ведь и учителям не всегда хочется проверять домашние задания, заполнять
журнал. Есть слова «надо», «должен». Возможно, потом что-то из
сделанного «по внутреннему принуждению» пригодится для экзамена, для
жизни.
Главное, избавить ребенка от чувства вины (тебе неинтересно, значит, ты
какой-то неумный, неразвитый).
Право на отсутствие интереса можно заложить в формулировку задания: это
обязательно сделать, а вот это – если хочется. Если интересно. Интерес
можно поощрять, но отсутствие его никак не обсуждается и не
оценивается.
Конечно, педагог следит за динамикой интересов отдельных детей и класса
в целом. Он создает все вышеперечисленные условия, но помнит о
последнем – седьмом…
Седьмое условие – отказ от заблуждения, что можно
контролировать этот процесс
Чаще всего мы не понимаем, почему один ребенок больше
мотивирован на учебу, чем другой. Ребенок и сам не понимает, почему ему
что-то нравится, а что-то нет. Это сложные подсознательные процессы, и
стремиться разобраться в них, тем более повлиять – бессмысленная
претензия на педагогическое всемогущество. И как следствие – постоянное
чувство «педагогической вины»: я невнимателен к детям, я плохой
учитель… Ничего подобного! Мы, конечно, пытаемся понять, почему ребенок
равнодушен, например, к поэзии или свойствам кислот. Мы прибегаем к
внешним способам мотивации, используем влияние других людей (родителей,
авторитетных коллег, одноклассников), свое личное обаяние. Мы постоянно
создаем условия для возникновения внутренней мотивации. А дальнейшее –
не в нашей власти и вне нашей ответственности.