Самооценка педагога: по каким критериям она строится?
Почему снижение школьной успешности детей зачастую не вызывает у учителей неудовлетворенности
Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются учителя в
работе, значительная часть педагогов высоко оценивают степень своей
профессиональной реализации. По данным исследования, проведенного
социологической лабораторией Красноярского педагогического колледжа,
46,4% учителей считают, что реализуют себя в педагогике на 80–100% (!),
еще 33,9% респондентов – на 60–79%. Вместе с тем качество знаний
школьников год от года снижается. Как объяснить эту парадоксальную
ситуацию?
«Центрация» на себе, администрации, коллегах…
«Определенная степень самореализации означает некий уровень,
которого человек достигает в процессе жизни, – говорит кандидат
психологических наук Ирина Логинова. – Оптимальная самореализация
начинается с 45–60%. То есть у человека достаточно внутренних стимулов,
чтобы продолжать эффективно использовать личностный потенциал и
становиться лидером в своей профессиональной деятельности: втягивать в
различные проекты коллег. Если же профессионал считает, что он
реализуется на 80%, а тем более на 90%, ему уже не к чему стремиться.
Зачем что-то менять или создавать, когда ты уже достиг профессиональных
вершин? Вот и получается, что жизнь за пределами школы для ребенка
сегодня гораздо интереснее. Но откуда тогда возьмется высокое качество
знаний?»
О том, что качество знаний в большинстве школ с каждым годом
ухудшается, говорят, в частности, данные многолетнего исследования,
проведенного под руководством кандидата педагогических наук Марины
Матюшкиной: «С 2003 по 2007 г. мы наблюдали снижение у выпускников всех
компонентов функциональной грамотности (знаний, умений и навыков,
необходимых для нормального функционирования личности в социуме), кроме
компьютерной грамотности. В 2009 году продолжилось снижение общей и
языковой грамотности… По оценкам экспертов школ и вузов и результатам
тестирований, уровень предметных знаний в эти годы снизился».
«На тенденцию снижения качества образования, – рассказывает кандидат
педагогических наук, преподаватель кафедры менеджмента Таганрогского
института управления экономики Наталья Штурбина, – я обратила
внимание еще несколько лет назад. Это было достаточно очевидно, но
проблема мало кого волновала. Педагоги на конференциях говорили: «У нас
все хорошо, только некоторые учителя не обладают достаточно высокой
квалификацией». А руководители городского образования вообще были всем
довольны».
То есть снижение школьной успешности детей зачастую не вызывает у
педагогов неудовлетворенности. Почему? Ответ экспертов: учителя,
оценивающие свою профессиональную реализацию на 80–100%, чаще всего
соотносят ее не с образовательными достижениями учеников, а с другими
вещами. Вот что по этому поводу сказал доктор педагогических наук
Сергей Поляков: «Для обозначения профессиональной направленности
педагогической деятельности учителя психолог Александр Орлов ввел
специальный термин – «центрация». По всей видимости, центрация на
развитии детей характерна для относительно небольшой части педагогов.
Большинство центрированы на себе (я реализуюсь в профессии потому, что
много работаю и делаю на уроке то, что считаю нужным); на методике (я
реализуюсь, поскольку действую в соответствии с определенными
принципами и правилами); на администрации (я реализую свои
профессиональные умения и получаю одобрение завуча и директора), на
коллегах (я стремлюсь хорошо выглядеть в глазах тех, кто работает рядом
со мной)». А как же результат? «Образовательные достижения (кстати, они
не обязательно впрямую связаны с учебными успехами) учеников могут быть
невысоки, но для учителя, не центрированного на развитии детей, это не
самое главное, – поясняет Сергей Поляков. – Такой учитель
просто переносит ответственность за результат на других людей либо на
внешние обстоятельства». По сути, здесь срабатывают механизмы
психологической защиты. Например, педагог говорит себе: «В классе много
детей, которые в принципе не способны хорошо учиться». Либо: «Некоторых
детей можно было бы подтянуть, если бы родители принимали участие в их
учебных делах. А поскольку родителям это безразлично, то сделать ничего
нельзя». Еще один распространенный вариант: «С современными детьми
совершенно невозможно работать: у них нет интереса к учебе, они не
слушают учителя».
Дети изменились, а образование?
Снижение качества знаний эксперты связывают и с тем, что
сегодняшние ученики существенно отличаются от школьников предшествующих
десятилетий. Да, в нынешней школе гораздо больше ребят с ослабленным
здоровьем, с психологическими проблемами, но в то же время немало
учеников, которые в определенных областях знают и умеют больше своих
учителей. Можно сказать, что в школу пришло новое поколение детей с
яркой выраженностью индивидуальных качеств и особенностей. Дети стали
более раскованными и в хорошем, и в плохом смысле этого слова.
«Почему раньше авторитарные методы взаимодействия с детьми давали
определенный эффект? – говорит Наталья Штурбина. – Потому что все
общество сверху донизу строилось именно на авторитарных принципах. А
сейчас, что бы там ни говорили, в обществе появилась определенная
свобода выбора и стали востребованы другие компетенции. Учителя все еще
пытаются заставить детей быть просто послушными, но ребята уже поняли,
что им этого не надо. Дети же очень восприимчивы к тому, что происходит
в окружающем мире, а педагоги – нет. Методы преподавания остались
такими же, как 30–40 лет назад. Учитель входит в класс, закрывает за
собой дверь и требует, чтобы каждый ученик сидел и слушал его не
перебивая». И с каждым годом разрыв между школьным и внешкольным мирами
увеличивается, а следовательно, качество образования становится все
хуже… «Сегодня эффективное образование невозможно без особой работы с
мотивационной сферой ребенка, – продолжает Наталья Штурбина. – Значит,
учителю надо овладевать методами, нацеленными на развитие учебной
мотивации. Но, к сожалению, большинство педагогов полагают, что могут
достичь результата старыми методами».
«Советская» школа
Отказаться от привычек и стереотипов любому человеку трудно. И
не каждый учитель может совершить переход к принципиально иным способам
организации учебного процесса, потому что этот переход требует
изменений в самом себе. А значит, чтобы стать массовым, он должен не
только опираться на внутренние ресурсы педагогов, но и стимулироваться
и поддерживаться извне. Однако сегодня наша система образования лишь на
словах ориентирована на стимулирование творческой активности учителей.
Во-первых, где педагоги могут познакомиться с современными методиками
обучения? В институтах повышения квалификации? Но в этих учреждениях,
по наблюдениям экспертов, за последние десятилетия мало что изменилось.
Как правило, обучение на кафедрах ИПКиПРО строится на основании
привычных, традиционных методик. Большинство преподавателей этих
институтов имеют весьма смутное представление о том, что нужно
современным детям. Во-вторых, нередко случается так, что, прослушав
какой-либо инновационный курс, учитель возвращается в школу и
продолжает работать по старинке. Значит, обновление содержания
постдипломного педагогического образования мера необходимая, но
недостаточная. Нужно что-то еще. Что?
Проблеск надежды
«Многое зависит от директора, – считает Наталья Штурбина. – Я,
например, будучи директором школы, требовала от учителей, чтобы на их
занятиях обязательно был этап мотивирования. И поскольку я это
требование контролировала – оно выполнялось. Но многие ли директора
будут заморачиваться подобными вещами? Опыт показывает, что такое
случается нечасто. Значит, современные критерии оценки качества
организации учебного процесса необходимо закрепить на федеральном
уровне как обязательные нормы. А затем контролировать их соблюдение.
Одним из важнейших критериев, на мой взгляд, заключается в том,
насколько комфортно себя чувствует ученик на занятиях». Но, к
сожалению, мы знаем множество примеров, когда законы не работают, а
нормы не исполняются. «Важно также, чтобы на постах директоров школ
оказались люди с более инновационным мышлением, – дополняет Штурбина. –
Однако и этой проблемой федеральные власти особо не озадачиваются». То
есть требуется целый комплекс мер, направленных на поддержку и развитие
современных методов организации учебного процесса, практически
переориентация всей системы, начиная с органов управления.
Тем не менее и в сегодняшних непростых условиях многие учителя активно
используют новые методы и формы работы, стремясь увлечь детей процессом
познания и творчества. И это дает надежду.