В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мнение экспертов
Возможности профессиональной самореализации учителей эксперты
оценивают более пессимистично, чем педагоги. По мнению экспертов, эти
возможности в настоящее время сильно ограничены: учителя работают в
условиях, которые неблагоприятны для проявления самостоятельности,
апробации развивающих методик, реализации авторских проектов. А один из
главных факторов, сдерживающий педагогическую инициативу, – сложившийся
сегодня подход к управлению школой.
«Учитель, не рассуждай – делай!»
«Управленцам удобнее работать с инертными, исполнительными
педагогами, – убеждена кандидат педагогических наук Елена Блинова. – И
поэтому делается все, чтобы учителя помалкивали и выполняли указания.
На уровне муниципалитетов это прослеживается очень четко. Типичные
примеры: всем школам города предлагают включиться в очередную
воспитательную программу или принять участие в каком-то важном
городском мероприятии, провести классный час на общую тему. Часто
бывает, что кто-то из вышестоящих начальников говорит: надо усилить
такой-то аспект в воспитании, а муниципалы тут же берут под козырек и
принимают решение на уровне конкретных мероприятий «в школах города
провести то-то». Кому это надо? Почему надо? Зачем надо? «Учитель, не
рассуждай – делай!»
По мнению экспертов, муниципальные органы управления образованием часто
превышают свои полномочия, занимаясь мелочной опекой школ и
регламентацией деятельности педагогов в тех вопросах, в которых они ее
регламентировать не должны. Вот еще один типичный пример. На словах у
нас декларируется, что учитель может сам выбрать, по какому учебнику он
будет вести занятия. На практике же сплошь и рядом получается так, что
вышестоящие органы власти настоятельно рекомендуют школам взять одну
линию учебников по определенному предмету. Почему? Потому что так проще
провести контрольные срезы знаний. И здесь мы подходим, пожалуй, к
самой главной, «узловой» проблеме.
Отношение к учительству
Сегодня учителя работают в системе, руководители которой
относятся к ним как к исполнителям не очень высокой квалификации. Об
этом говорится с высоких трибун, и конечно же энтузиазма такие речи не
вызывают и на творчество не вдохновляют.
Ключевой вопрос состоит в следующем: изменится ли отношение
руководителей системы образования к учительству? Произойдет ли наконец
модернизация управления в соответствии с простой мыслью: единственный
ресурс повышения качества образования – в людях, в рядовых
учителях, и другого ресурса нет. Заменить учителя компьютерными
технологиями и дистанционными методами обучения, как отмечает кандидат
педагогических наук Марина Матюшкина, не удастся, поскольку «в
образовании необходим живой диалог, в котором проявляются эмоциональные
реакции и ценностные позиции собеседников».
Подобная модернизация означает, кроме всего прочего, обеспечение
достойной платы за труд и включение учителей в процесс управления
школой. То есть в процесс постановки целей и оценивания образовательных
результатов, в том числе выработки его критериев.
Казалось бы, очевидные вещи: задачи обновления образования должны
вытекать из анализа проблем, с которыми сталкиваются практики. А
способы решения этих задач должны основываться на опыте ведущих
инновационных школ. Но сегодня при выработке образовательной политики
этот опыт учитывается в очень малой степени. Концептуальные документы,
меняющие образовательную практику в массовом масштабе (концепция новых
стандартов, федеральных воспитательных программ, «Основ православной
культуры»), создаются при закрытых дверях, с последующим довольно
формальным общественным обсуждением.
Что же касается оценивания результатов работы школ, то сегодня педагоги
практически отстранены от этой деятельности.
У чиновников простой аргумент: «нельзя, чтобы результат обучения
оценивал тот, кто учит. Это необъективно». Поэтому оценка производится
в основном посредством ЕГЭ, ГИА и т.д. В то же время любой эксперт,
знакомый с принципами современного кадрового менеджмента, скажет, что
эффективное управление основывается на сочетании внешней оценки и
самооценки работника.
«Эффективность управления системой образования низка, потому что все
критерии оценки работы школ и педагогов – это внешние критерии, –
подчеркивает кандидат психологических наук Ирина Логинова. – Учителя в
их разработке не участвуют. Если бы проблема критериев оценки того же
качества образования была вынесена на обсуждение профессионального
сообщества и сами педагоги предлагали эти критерии, многие вопросы
решались бы иначе. Ведь если я, учитель, зная ситуацию «изнутри»,
предлагаю какой-то критерий – значит, мне известно, под воздействием
чего тот или иной показатель изменяется и что необходимо делать. И коль
уж я предложила, например, критерий оценки успешности ребенка
относительно «самого себя», своего прежнего уровня, то именно на это я
буду ориентироваться в работе, буду стремиться улучшить результат».
Ирина Логинова, как и многие другие эксперты, акцентирует внимание на
следующем: расчет на то, что, все объективно «измеряя» и контролируя,
можно добиться повышения качества знаний, – это ложный расчет. Так не
получится. И дело здесь не в уровне профессионализма педагогов, а в
том, ощущают ли учителя уважение и доверие к себе? Принимают ли новые
задачи (в том числе задачу освоения современных методик) в качестве
собственных целей (то есть целей, достижение которых они готовы
проконтролировать и оценить) или не принимают, считая их навязанными
извне?