Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Выявить основное, запомнить и применить

Дефициты обучения чтению, которые обнаружены экспертами PISA-2009

Несмотря на то, что наша вершина достижений в PISA всего лишь на втором, пороговом уровне из шести, участие в исследовании для нас важно: мы вписываемся в мировое пространство культуры измерений и так получаем шанс избежать самодовольства, чванства и заметания мусора под ковер.В частности, PISA-2009 оценивала читательскую грамотность 15-летних детей, их умение работать с текстом. Это было основное направление исследования.

Способность понимать

В России ведущим является второй уровень читательской грамотности, в странах ОЭСР, в нашей референтной группе, – третий. Второй уровень – это готовность обслуживать самые элементарные житейские ситуации: общественные, деловые, учебные – с минимальной опорой на письменное сообщение. Это уровень, который не дает возможности предсказать высокую успешность молодых людей в разных жизненных ситуациях, потому что всюду требуется опора на текст. Более того: именно характеристики чтения, по мнению исследователей, предсказывают экономический рост страны. Так что по идее формирование читательской грамотности – первая задача государства.
Может быть, в школе нужно проводить уроки понимания? Занятия по мнемотехнике? Увы, лобовые решения неэффективны. Это опять «сделать вид, что поработали». Сама суть учения – книга, общение с письменным текстом. И каждый учитель на каждом уроке обязан вести специальную целенаправленную работу по развитию читательских стратегий.

Практическое отступление

Читательская грамотность – что это за способность? Она врожденная? Нет, ее следует поддерживать средствами образования. Читательские умения – какие? Два основных: опора на текст и опора на собственный опыт. Это значит, понять не только что написано, но и что мне сказано, то есть вступить в диалог. Самая глубинная сторона читательской работы – диалог, способность найти свой доступ к тексту. В целом же процесс выглядит так: понять написанное – извлечь информацию, ее интерпретировать и интегрировать.
Но именно целостность исчезает из обучения работе с книгой. Даже по новым учебникам: откройте параграф сорок восемь; ответьте на вопрос два; найдите ответ в учебнике по ключевому слову; выберите фрагменты, касающиеся… все это можно выполнить, ничего не понимая. Не понимая – значит, не включаясь. Рефлексивная группа способностей – интерпретация (перевод на свой язык), интеграция (соединение с прежним пониманием) – не развивается. В результате читают и не понимают, как следствие – не любят читать.
Любопытный пример: исследователь (уже наш) попросила группу учителей составить свои вопросы к непрограммному тексту для работы с детьми. И 90% из них воспроизвели именно этот опыт: найдите отрывок по ключевому слову, зачитайте фрагмент для ответа на вопрос, отметьте… назовите. То есть они даже не предполагают самой возможности жизни в тексте, за текстом, после текста. Но в том-то и дело, что понимание без рефлексивной деятельности попросту невозможно.

Ванька дома – Маньки нет, Манька дома – Ваньки нет

Это образная характеристика способа, которым принято решать проблемы у нас: направить усилия на что-то одно – конкретное, а об остальном забыть. Сказали, например, что дети затрудняются находить главную мысль в тексте, – всё, уроки уходят на то, чтобы отработать этот навык. Отработали, находят, результат по этому параметру на 18% лучше – а по параметру «осмыслить и оценить» – на 14% хуже прежнего. На PISA-2006, например, выяснилось, что дети не умеют читать графики и диаграммы – стали учить, да так рьяно, что на PISA-2009 дети уже не могут читать сплошные тексты.
Учим в режиме ремонта, исправляем недостатки, латаем дыры – почему так? Потому что так легче: никто не поднимает головы и следует указаниям свыше. Сказали – делаем.
Экспертиза PISA-2009 научно доказала, что главный фактор эффективности образования – автономность и открытость. Это срабатывает в 100% стран-лидеров. Учитель свободно, сам и только сам, разрабатывает свою рабочую программу и публично представляет ее. Ученик не «рядом сидит», а реализует свои планы в индивидуальных проектах и тоже их представляет. Лидер в чтении Республика Корея, по мнению экспертов, достигла высот за счет многообразия учебных программ, в том числе специальных. Второй ресурс образования стран-лидеров – поощрение траекторий индивидуального развития. Хотя учебные классы у них в четыре раза больше, чем у нас.
Парадокс в том, что и наши законы не препятствуют такому ходу дел – «Но ты поди попробуй!». Это что – менталитет? Или лень и нелюбопытность? 

Читатели и читательницы

Детей-участников PISA опрашивали: что они читают и читают ли для удовольствия (очень продуктивный показатель), сколько, как, в какое время. Потом делали заключение для каждой страны. Для нашей такое: если бы у мальчиков был такой же интерес к чтению, как у девочек, результаты страны увеличились бы как минимум на 20 баллов. Потому что кто не читает – не умеет вычитывать информацию, применять, преобразовывать, – тот менее успешен в учебе.
Наши специалисты-психологи уверены, что проблема нечтения мальчиков кроется именно в постановке занятий по развитию речи в детском саду. В группах нет детских книг, занятия ведутся формально, нудно. Это наблюдение скорее верное, потому что опыт образования Финляндии, а она опять в лидерах по читательской грамотности, говорит о том же: в этой стране дошкольное образование – священная корова. В него вкладываются, им занимаются, за ним тщательно следят – не говоря о том, что создается множество сопутствующих программ для поддержки развития дошкольников в семье. Например, свежий проект «Домашняя книга»: в семью отдают (!!!) красочную интересную книгу и памятку для родителей, что можно делать с ней и с ребенком по поводу этой книги. Или такой проект: каждый студент педвуза должен расположить в библиотеке или в школе свою маленькую оригинальную экспозицию детской книги. Кто видел – тот в восхищении. И по статистике: значимых различий между результатами мальчиков и девочек у финских детей нет.
Так что еще раз о цели: высокий уровень читательской грамотности по международным стандартам – способность понимать и использовать письменные тексты для самообразования, расширения своих знаний и возможностей, участия в социальной жизни. Чтение – для развития умения учиться. Это основная задача человека в современном мире.

Рейтинг@Mail.ru