2010 ГОД СОЛОВЕЙЧИКА
Конверт с газетными статьями
Много лет назад коллега принесла мне конверт. В нем оказались
вырезанные газетные статьи. Автор статей не был указан, но названия
захватили меня сразу – весь вечер был посвящен размышлениям
неизвестного автора «о
гордой юности», «о власти над своей речью», «об
открытой душе»… Этот вечер мне ни за что не забыть.
Появилось
фантастическое ощущение собственного Я в каком-то метафизическом
пространстве, и оно сохранилось во мне до сих пор. А тогда я молчала и
благоговейно вслушивалась.
Наутро мне предстояло провести урок по «Моцарту и Сальери», и я
принесла в класс статью «О косой зависти» – у нас получился урок
признаний, исповедальных откровений. Только потом я узнала имя автора.
Купила альбом для рисования и вклеила подаренные вырезки. На обложке
написала фломастерами: «Симон Соловейчик. Пушкинские проповеди». С тех
пор эта самодельная книга стала моим главным методическим и
жизневедческим пособием.
Как он построил свои необычные проповеди? В основе – какая-нибудь
пушкинская цитата со словом-концептом: Честь, Правда, Совесть, Красота…
Им обозначается точка в пространстве души – ищущей,
сомневающейся, мятущейся, взлетающей и падающей. Но чтобы высокие слова
выстроились в модель мироустройства, в каждом человеке должна произойти
своя работа.
Соловейчик – сам пример такого «выстраивания», читатель чувствует, как
автор обнажает собственные болевые точки, и понимает, во имя чего он
это делает: чтобы безрадостная пустота не разорвала молодые души
изнутри, выпустив на волю черствость и безразличие. А пушкинское слово
– ориентир, пример нравственной и человеческой абсолютности: «Как у
Пушкина – так правильно».
Дидактическая мудрость этих удивительных проповедей заключается в том,
что подросток не может чувствовать себя нормально в мире без ориентиров
и без примеров – без надежных нравственных опор. Соловейчик как будто
предчувствовал наступление такого мира, где будет не до детей, не до их
проблем.
В новый век мы вступили без Симона Львовича. Но с его текстами,
текстами-друзьями, текстами-наставниками. И я даже при подготовке к ЕГЭ
(часть С) предлагаю ученикам «побеседовать» с той или иной пушкинской
проповедью С.Л.Соловейчика.
И ребята с неизменным азартом отстаивают свою увлеченность «ужастиками»
(«О страшных романах»);
обсуждают возможности добровольного побега из
плена тирана-моды («О
лихой моде»); даже о своей первой влюбленности
пишут («О Купидоне»).
Они сразу оживают после монотонной работы с
тестовыми заданиями, потому что пушкинский «жребий» – ты сам как
личность, как живая человеческая душа – это жребий каждого из нас:
чувствовать, понимать, пленяться красотой и любить «открытою душою».
Надеялся ли Соловейчик на то, что его тексты станут верными друзьями
детям новых поколений? Не знаю, но так случилось.