ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
КПМО для профессионального образования
В этой сфере начинается процесс создания двухуровневых учебных заведений
В 2007–2009 годах в рамках приоритетного национального проекта
«Образование» в 31 пилотном регионе были реализованы комплексные
проекты модернизации общего образования (КПМО). Аналогичные проекты, но
уже по модернизации профессионального образования, планируется
осуществить в 2011–2015 годах.
Этому предшествует большая подготовительная работа: в рамках
Федеральной целевой программы развития образования в течение последних
двух лет ведущими экспертными организациями, в числе которых –
Федеральный институт развития образования (ФИРО), IBS, Национальный
фонд подготовки кадров (НФПК), Национальное агентство развития
квалификаций (НАРК), разрабатывались стратегия и методология проекта, а
в октябре нынешнего года началась его апробация в пяти пилотных
субъектах РФ: Тверской, Тульской, Саратовской областях, Забайкальском и
Пермском краях. По предварительным прогнозам, число экспериментальных
территорий может в перспективе увеличиться до 20–30.
Так же как в КПМО, в сфере профессионального образования будут
отрабатываться новые механизмы финансирования, формироваться
независимые системы оценки качества образования, внедряться модели
государственно-общественного управления, проводиться реструктуризация
сети.
Перед пилотными регионами стоит задача приведения структуры подготовки
кадров в соответствие с потребностями рынка труда.
По словам руководителя IBS Дмитрия Садкова, главная особенность нового
проекта – жесткая привязка программ модернизации образования к
стратегиям социально-экономического развития субъектов РФ до 2020 года.
Например, если в Тверской области ключевыми являются пищевая,
строительная, химическая промышленность, гостиничный бизнес, а в
Забайкальском крае – горное дело, строительство и транспорт, то и
подготовка специалистов будет осуществляться по этим направлениям и по
необходимости – по новым образовательным программам.
Проект предполагает тесное сотрудничество с работодателями. Например, в
Тверской области они привлекаются к промежуточной и итоговой аттестации
учащихся ПТУ и техникумов, в области создан Центр по сертификации
профессиональных квалификаций.
Выступая на недавнем семинаре в ФИРО, представители пилотных территорий
в один голос заявляли о том, что сеть НПО избыточна и экономически
неэффективна, непривлекательна для выпускников школ и не востребована
работодателями. Поэтому в большинстве регионов идут по пути объединения
учреждений НПО и СПО и создания двухуровневых учебных заведений,
обучающих по интегрированным программам. Теперь подготовку
квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена будут
вести учреждения среднего профобразования, которые функционируют в двух
формах – лицеев и техникумов. Колледжи скорее всего будут отнесены к
уровню высшего профобразования и станут готовить специалистов по
программам прикладного бакалавриата.
Все это соответствует новой редакции Закона «Об образовании»,
отражающей кардинальные изменения – такие как отказ от термина
«начальное профессиональное образование» и фактический перенос его
функций в систему СПО.
«Происходящие процессы объединения учреждений НПО и СПО отражают
международные тенденции и соответствуют требованиям современной
экономики», – считает директор Центра экономики непрерывного
образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяна
Клячко.