ОРИЕНТИРЫ
Какой быть школе в эпоху нанотехнологий
Уроки будущего нужно усваивать уже сейчас
Нанотехнологии в России пока активнее проявляются в сфере
анекдотов, чем в науке. Но за этим явлением есть серьезное
содержательное ядро: в скором времени и ученые,
и бизнесмены, и деятели образования будут говорить на языке «нано». Что же может взять школа от этого феномена, который нельзя
в логике прежних лет отнести к какой-то одной области – научной, коммерческой, производственной? Что мы сегодня должны понимать
про образование нового времени, чтобы потом
в который раз не пришлось догонять уходящий поезд?
Можно по-разному относиться к вдруг ставшему популярным в нашей стране
бренду «нано».
Но трудно отрицать следующее:
– это явление связано с серьезными достижениями в фундаментальной науке;
– это явление ведет за собой совершенно иные – современные – технологии;
– с внедрением достижений наноиндустрии будет меняться технологическое
мышление человечества (с некоторой долей осторожности можно говорить о
такой же «революции», как в ситуации с «компьютерной революцией»).
Каковы основные характерные отличия «наноподхода» в науке и
производстве?
– Работа на микроуровне, изменения в котором влияют на макропроцессы.
– Междисциплинарность, пограничность, необходимость диалога,
многообразия.
– Выстраивание инновационного комплекса – взаимоувязанных действий
науки, производства, бизнеса.
Современное образование в России не успело всерьез перестроиться с
приходом к нам «компьютерной революции». Результат этого в том числе –
расширяющаяся «пропасть» между поколениями взрослых (в первую очередь
педагогов) и детей.
Сейчас у нас есть шанс в момент зарождения новой эпохи («наноэпохи»)
попробовать, «зацепившись» за передовую науку, производство, экономику,
вытащить на новый уровень все наше образование (и первым делом –
образование учителей).
В современной науке с переходом на «наноуровень» на классических
основаниях и при более фундаментальном углублении рождаются
суперпередовые технологии, тянущие за собой производство и экономику.
Так и в образовании назрела смена технологий и подходов (при условии
внимательного изучения открытий в педагогике, совершенных предыдущими
поколениями исследователей).
Изменение образования требует реформы его основного (до сих пор)
института – школы. Воспитанники Макаренко работали на производстве
фотоаппаратов «ФЭД», которое тогда считалось суперсовременным и
«супертонким». Вот и нынешние подростки совсем по-иному будут
относиться к школе, которая позволит им приобщиться к передовому рубежу
современной науки, производства, бизнеса.
Что же для педагогики
означает переход на «наноуровень», «нанотехнологии», какой должна быть
педагогика в «эпоху нано»?
1. Внимательное изучение социокультурной ситуации конкретного ребенка,
школы и учет возможных микрооснов, глубинных оснований, ядер и
изменений в них для получения макропоследствий.
2. Использование «сильных методов», работающих на более глубоком
уровне, чем просто поверхностно информирующие занятия (внимание к
личностной мотивации, заинтересованности, осмысленности – проживание,
проигрывание, практико-ориентированность, личностная осмысленность).
3. Точечное применение «энергоемких», дорогостоящих процедур –
приносящих позже серьезные эффекты. (Например, однажды
заинтересовавшись чем-то, ребенок уже сам сможет изучить предмет.
Значит, стоит потратить серьезные ресурсы на то, чтобы ребенок
заинтересовался).
4. Мультидисциплинарность, межпредметность, свободное и ответственное
изобретательство, пограничность, диалогичность – как в содержании
образовательной программы, так и в ведении педагогических исследований.
5. Признание ценности многообразия, в том числе влияния многообразия
коллектива на развитие личности; стремление к построению «обучающегося
сообщества»).
6. Признание права «образовательного меньшинства»: если в образовании
используются стандарты, то их рамки должны быть максимально
«плавающими».
7. Внимание к этическим границам технологий.
8. Поддержка инноваций за счет выстраивания деятельности инновационных
комплексов вокруг исследователей, работающих с ними педагогов, школ,
современных производств…
Какой должна быть
современная школа, желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?
Во-первых, это школа добротных базовых учебных программ с акцентом на
естественно-научное образование, но с учетом настоящего и будущего
социокультурного контекста разработок и использования высоких
технологий.
Во-вторых, это школа, где учащиеся могут выбирать собственные
образовательные маршруты; школы, где создаются проекты, связанные с
изучением перспективных научных исследований и их экономического
потенциала.
В-третьих, это школа, ориентированная на изучение истории
естествознания и роли личной, общественной инициативы, меценатства в
развитии отечественной науки и производства.
В-четвертых, это школа, моделирующая социальную практику менеджмента
инноваций в науке и образовании, а также популяризацию (например, через
СМИ и Музей науки) достижений и перспектив в сфере нанотехнологий.
В-пятых, это школа реального социального партнерства с учреждениями и
представителями науки и бизнеса («нанобизнеса») в России и за рубежом,
предполагающего пусть и ограниченное, но непосредственное знакомство с
практикой исследовательских разработок и организацией производства.
В-шестых, это общеобразовательная школа для всех, использующая в своей
практике метод проектов, погружения, междисциплинарные, межпредметные,
надпредметные программы, уделяющая много внимания исследованиям,
экспериментам, лабораторной работе, практической деятельности учащихся
на базе современного производства.
В-седьмых, это школа, принципиально по-разному выстраивающая
образование в различных возрастных группах: 7–10 лет, 11–13 лет, 14–15,
16–18 лет.
В-восьмых, для такой школы принципиальной является идея моделирования,
пронизывающая всю ее образовательную программу – от содержания таких
предметов, как математика, биология, физика, до лабораторных работ и
практик; в ней используются ролевые, деловые игры в среднем звене, а в
старших классах ученики участвуют в конкретном производственном
процессе (для этого в программу можно ввести, например, робототехнику).
В чем состоят возможные
преимущества школы, выбирающей для себя такие направления изменений?
1. Она создает модель практического взаимодействия науки, бизнеса и
педагогики в сфере школьного образования.
2. Такая школа создает качественный прецедент ранней, опережающей (с
учетом темпов НТР) подготовки российских специалистов в сфере
современного производства и бизнеса, а также рабочих и инженеров
среднего звена в хай-тек.
3. Все это позволяет, не увеличивая социальные разрывы в современном
российском обществе, вместе воспитывать молодых людей, склонных к
научным исследованиям, и тех, кто будет готов (имея качественное
базовое образование) заниматься внедрением результатов этих
исследований в производство на разных его этапах, будет грамотным
пользователем создаваемых продуктов.
Чтобы появились такие школы, нужно пройти немалый путь – поисков,
сомнений, открытий, разочарований, разрешив по ходу множество
существенных содержательных, организационных и прочих проблем. Многое
здесь еще непонятно, нет однозначных ответов на большинство вопросов.
Но одно ясно точно – пройти этот путь можно лишь объединив ресурсы,
идеи, стремления ученых-естественников и учителей школ,
предпринимателей и педагогов-исследователей, преподавателей вузов и
методистов…