СТЕРЕОТИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Педагогические клятвы наших детских лет
Почему мы их нарушаем, когда становимся родителями
«Только не надо меня воспитывать!» – говорим мы иногда навязчивому оппоненту, замучившему своими наставлениями. К сожалению, слово «воспитание» почему-то подразумевает в первую очередь давление и принуждение.
Можно предположить, что это печальный отголосок нашего детского опыта, когда диктат взрослых возмущал и мешал жить так, как хочется. Помним ли мы об этом, став взрослыми? Или невольно используем двойные стандарты: то, что делало жизнь увлекательной и свободной в моем детстве, категорически запрещено моему ребенку.
Детские воспоминания в расхожем мнении обычно ассоциируются с чем-то умилительно-безоблачным. Но попробуйте повнимательнее всмотреться в свою детскую память и непременно обнаружите там ситуации, когда тот малыш, которым вы были так (или не так) давно, упрямо насупившись или сдерживая слезы, думал: «Когда я вырасту...» И мысли его в тот момент совсем не касались будущей профессии или других радужных мечтаний. Продолжалась фраза так: «…я никогда своих детей не буду…» А дальше целый скорбный список: наказывать за «двойки»; ругать при чужих, нет, вообще не буду ругать; отправлять в пионерский лагерь; заставлять есть суп… И несть числа этим горячим клятвам, которые дает себе каждое новое поколение детей.
Но проходит каких-нибудь двадцать лет, и эти выросшие дети ведут себя со своими малышами точно так же, как поступали с ними. Предъявляют те же требования и используют те же наказания, которым так противились в прошлом. Почему же мы так часто нарушаем свои детские клятвы?
Прежде всего потому, что тогда, давно, мы в порыве обиды и сопротивления воле взрослого думали лишь о том, что «так нельзя», и совсем не планировали, как можно, как правильно. Да и став родителями, быстро убедились, что знание это не приходит само собой вместе с рождением ребенка. Наши благие и расплывчатые порывы относительно того, чтобы воспитывать исключительно добром и терпением, очень скоро разбиваются о детские капризы, упрямство и непослушание. Зато стоит прикрикнуть, наказать или даже пригрозить наказанием, как ребенок подчиняется. Внешне ситуация становится более благопристойной. Но многие ли родители, видя опущенную голову и дрожащие губы малыша, вспоминают свои детские обиды на родителей и клятвы «никогда…»? Иногда, вспомнив и устыдившись, пытаются загладить вину перед ребенком (или самим собой маленьким), задаривают его конфетами и удовольствиями.
А потом снова срываются – ведь это так стыдно и неприятно быть беспомощными родителями, из которых собственный ребенок вьет веревки. Взрослый раздражается от своего бессилия еще больше и вновь кричит, наказывает, угрожает.
К тому же у родителей всегда наготове серьезное оправдание: все требования и воспитательные меры, в том числе и репрессивные, применяются для пользы ребенка, а он этого просто пока не понимает. Он же еще маленький.
Вот именно маленький, поэтому пока и подчиняется запретам. Но очень скоро он превращается в подростка, которым так просто не покомандуешь. А стереотип-то уже сложился. Родители привыкли регулировать поведение ребенка только одним, совершенно определенным образом. Зато он теперь уже не шепчет про себя «Когда я вырасту…», он чувствует себя достаточно взрослым, чтобы противиться, поступать назло и бойкотировать вообще все, что предлагают взрослые.
Может быть, лучше с самого раннего возраста приучать ребенка и привыкать самим к тому, что по многим спорным вопросам возможно договариваться. Ведь ребенок и сам в глубине души понимает, что и суп есть надо, и домашнее задание выполнять, и шапку надевать в холодную погоду. Просто суп бывает противный рисовый – и любимый рассольник, который готовится, конечно, немного дольше. Но поверьте, вы сэкономите это время, потому что не придется уговаривать и ссориться. С выбором одежды – новой и приличной или любимой поношенной – та же история. И со временем, когда нужно садиться за уроки. Просто нужно потратить немного времени, терпения и душевных сил. И обязательно вспомнить себя маленького в такой же ситуации.
Иначе мы рискуем тем, что наши внуки тоже рано или поздно будут стоять, понурив голову, и повторять про себя: «Когда я вырасту…»