Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ПЕДАГОГИКА СОЦИУМА


Чканникова Варвара

Ребенок в мире полувзрослых

Не получится ли так, что все различие между поколениями будет определяться только количеством прожитых лет?

Сегодня детям не читают сказки, не увлекают общими занятиями – им включают, ставят, скачивают, покупают. И пусть они сами разбираются, что к чему в этом мире. Нейл Постман, профессор Гарвардского университета, написал книгу «Исчезновение детства», наблюдая за разрушительными по отношению к детству социальными тенденциями. Мы предлагаем несколько фрагментов из нее.

…По телевидению часто показывают рекламу мыла, в которой участвуют две женщины, играющие роли матери и дочери. Зрители должны угадать, кто же мать, а кто дочь, при том что обеим не более тридцати лет и обе более или менее взаимозаменяемы. Я привел этот сюжет как доказательство тому, что различие между ребенком и взрослым исчезает. Наша культура считает желательным, чтобы мать не выглядела старше дочери. Или же чтобы дочь не выглядела моложе своей матери. В свете этого можно говорить об исчезновении детства или об исчезновении взрослости, в зависимости от того, как вам хочется поставить вопрос.

…В конце XIX века Фрейд и Дьюи синтезировали весь сложный комплекс представлений о детстве, существовавших в то время. Образ ребенка, доставшийся в наследство двадцатому веку, имел такие параметры. Дети существенно отличаются от взрослых. Чтобы стать взрослым, ребенок должен приложить усилия. Ответственность за выращивание и воспитание детей лежит на взрослых. Растя детей, взрослый человек — в известном смысле — проявляет себя наиболее полно. Парадигма детства дополнительна по отношению к парадигме взрослого возраста: рисуя желаемый будущий образ ребенка, мы, по сути, сообщаем все о себе.

…Однако новая символическая среда, которая будет разъедать социальные основы, на которых зиждется детство, уже существовала. Самюэль Морзе в 1837 году впервые передал на расстояние электрический сигнал. Специфику и последствия изобретения телеграфа уловил тот, кто задумчиво спросил тогда: «И что же люди будут говорить друг другу?» В этом вопросе предвосхищен анонимный характер эпохи информационных технологий.

Во-первых, для того чтобы усвоить визуальную (телевизионную) культуру во всей ее полноте, не требуется стадии обучения. А ведь приуготовить – традиционная работа взрослого. Но в такой культуре понятия грамотности не существует.

Во-вторых, эта культура не предъявляет сколько-нибудь серьезных и сложных требований к рациональной деятельности сознания и формам поведения человека. Раньше в умении вести себя за столом, в языковом поведении, в правильном выборе костюма отражались хорошие манеры, социальный аналог грамотности – этому надо было прилежно учиться у взрослых. Теперь в мире актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации дети ориентируются не на авторитет взрослых, а на информацию, поступающую «ниоткуда».

В-третьих, общество, которое самоотождествляется с аудиторией масс-медиа, все быстрее теряет различительные культурные признаки и становится однородным. Практически все передачи ориентированы на общедоступность, так что секреты любого свойства не могут быть утаены от детей. Но без социальных секретов детство немыслимо.

…В пору говорить о новом возрастном делении человеческой жизни: младенчество, полудетский возраст, глубокая старость. Полувзрослый человек, чьи интеллектуальные и эмоциональные возможности в принципе не реализуемы, всегда присутствовал в культуре, но в наше время названный социальный тип превратился в норму.

Все-таки ребенок, пока он остается таковым, должен быть убежден в том, что взрослые могут быть надежными, способными контролировать свои порывы, побуждения, темные страсти. Эта убежденность помогает обрести уверенность в себе, развить рациональное отношение к окружающему миру, необходимое для учебы, укрепить силы для борьбы с превратностями судьбы в будущем.

По книге Neil Postman, The Disappearance of Childhood — N.Y. 1994.

Рейтинг@Mail.ru