О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
С.В.Реутский
Физкультура про другое
СПб, 2006
Про какое это «другое» может быть физкультура? – может подумать читатель, в детскую память которого накрепко впечатались утомительные кроссы, вечно мокрые лыжные ботинки, однообразные отжимания-приседания и неистребимый запах раздевалок.
И с первой же строчки автор подтверждает это сомнение: «С точки зрения традиционной методики это у нас вообще не физкультура». Еще бы, ведь рассказывая о требованиях к организации среды, он то и дело говорит о том, что детям должно быть интересно «не просто лазать, а все время находить новые пути и преодолевать все новые трудности» или «это пространство манит, втягивает в себя, не отпускает». Но самое основное противопоставление заключается в разности целей: «Если развивать исполнительные способности ученика, то это традиционная физкультура. А на наших занятиях предпочтение отдается творческому поиску каждого ребенка, а значит, ответственности за принятый им выбор. Это определенный опыт самообразования. Нельзя научить ответственности и творчеству без свободы».
И дальше на двухстах страницах рассказывается, как взрослый может обустроить такое пространство дома, в детском саду или начальной школе и какие игры, занятия в нем проводить. Но не только. Подробные описания с рисунками и методические рекомендации часто перемежаются чисто педагогическими и очень тонкими размышлениями о том, как в игре складываются представления о честности, бережном отношении к другим; о переживании обиды и страха; о том, почему ребенку необходимы правила и определенная степень риска. Одним словом, об осознании себя, которое может, оказывается, происходить не только на уроках литературы или классных часах. Но и на физкультуре, если она «про другое».
Г.Б.Монина, М.С.Рузина
Ох уж эти одаренные дети
СПб.: Речь, 2010
В подзаголовке уточняется, что речь пойдет о двойной исключительности, о сочетании одаренности с дефицитом внимания. Что и говорить, гремучая смесь. Детей таких немало, и перед взрослыми, работающими с ними, стоит трудная задача: не заглушить данный природой талант, а максимально развить его в процессе увлекательной и насыщенной жизни.
Любой ребенок требует индивидуального подхода и нестандартных педагогических решений. Но, имея дело с одаренными детьми, страдающими синдромом дефицита внимания, педагог должен учитывать еще и эти особенности. Это означает, что придется организовывать специальную работу по поддержанию уверенности ребенка в собственных силах и созданию благоприятного психологического климата. Ведь такие дети не могут сколько-нибудь долго заниматься тем, что им неинтересно, мгновенно раздражаются, конфликтуют с окружающими, вследствие чего зачастую становятся изгоями.
Чтобы предотвратить такое развитие событий, нужно представлять себе трудности каждого возрастного периода и способы их преодоления. Например, во время школьной адаптации стратегия взрослого может строиться на выявлении сильных сторон ребенка. Нужно задействовать его способность к анализу, научить использовать собственные ресурсы и сглаживать негативные стороны характера. Приведена и конкретная методика записи на разделенном пополам листе сначала достижений, а потом того, что можно «сделать еще лучше».
Отдельно сформулированы по пунктам общие рекомендации, которых лучше придерживаться, работая с подобными детьми. А для того чтобы наглядно показать особенности и трудности их восприятия, их мира, в последней главе собраны тексты и рисунки.