Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

КЛАССНЫЙ ЧАС


Рынкевич Ирина

Разговор на важную тему начинается... с игры

Это позволяет уйти от воспитательной дидактики и дает возможность сделать обсуждение значимым для каждого подростка

Говорить с подростками необходимо. Тем для бесед предостаточно. И вроде сами ребята испытывают потребность в обсуждении. Но! Не так просто начать общение, когда речь идет об отношениях, о личностных переживаниях. Что же здесь можно посоветовать?

О чем может рассказать «Зеркало»?

Начнем со всем знакомого упражнения на взаимодействие в паре «Зеркало», которое позволяет поднять тему парных отношений. Напомню описание: «Два участника встают друг напротив друга, договариваются, кто «человек», а кто «отражение». В исходной позиции руки на уровне груди, ладони участников соединены, как при игре в «хлопалки». Человек начинает делать разные движения, меняя ритм. Задача отражения – повторить и само движение, и ритм. Затем участники меняются ролями».

При обсуждении мы спрашиваем: «Кем тебе легче быть в этом упражнении – «человеком» или «отражением»? А кем интереснее?» Ответы разные: одни выбирают одно, другие – другое, кто-то чувствует себя одинаково легко в обеих ролях. Спрашиваем: «А прослеживается ли здесь аналогия с реальными отношениями людей в паре – будь то дружба или любовь?» Приходим к тому, что да – в отношениях тоже есть ведущие и ведомые. Предлагаем рассмотреть разные сочетания и сделать прогноз.

Вариант первый: два «человека». Два лидера, две яркие личности. Их и притягивает друг к другу, и отталкивает. Их союз сложен и интересен. Такие пары могут расстаться достаточно быстро или провести вместе долгие годы в ссорах и примирениях.

Вариант второй: два «отражения». Каждый ждет инициативы от другого, выражает свое недовольство партнером. Чем все по логике завершится? Пара распадется, как только кто-то один найдет себе ведущего. А тяготеть они к этому будут.

Вариант третий: «человек» и «отражение». Оптимальный вариант. Каждый реализуется в свойственной ему роли. Эти пары, как правило, бывают очень устойчивы, поражая окружающих сочетанием таких разных характеров.

Это приблизительная схема. Иногда люди чередуют роли в паре. Иногда один и тот же человек может в одной паре проявляться как ведущий, а в другой – как ведомый. Но важно, что мы вообще об этом задумались. И у этих наблюдений есть очень важное следствие: иногда отношения в паре не складываются не потому, что кто-то из партнеров плох, просто неудачным оказалось сочетание. А значит, не нужно сердиться на другого или обвинять себя, нужно проанализировать отношения и, если дело в несочетаемости, найти «своего» человека.

Всегда ли нужно разрубать «Гордиев узел»?

Возьмем другую достаточно популярную игру на контакт и взаимодействие – «Гордиев узел»: участники (четное количество) встают в круг. Закрывают глаза. По команде ведущего делают несколько шагов к центру, чтобы круг был как можно плотнее. Затем по команде ведущего каждый вытягивает вперед правую руку и пытается поймать чью-нибудь ладонь. Затем то же самое – с левой рукой. Затем участники открывают глаза и пытаются распутать образовавшуюся путаницу, не размыкая рук.

Игра называется «Гордиев узел». Название историческое. Когда Александру Македонскому предложили в качестве испытания развязать узел, который развязать было невозможно, – он не стал долго мучиться и разрубил его одним мощным ударом. Так когда есть смысл разбираться, выяснять, искать компромисс, а когда легче обрубить все одним махом? И всегда ли, обрубая, мы уверены, что узел и впрямь гордиев? И не теряем ли мы что-то, отказываясь от попытки распутать ситуацию?..

Что чувствует лев в клетке?

Теперь рассмотрим ресурс игры «Клетка со львом»: участники встают в круг. Водящий, проходя за их спинами, делает вид, что прикалывает булавку. На самом деле булавка прикалывается на спину только одного из участников. Это – «лев». По команде участники рассредотачиваются по площадке. Заглядывая за спины игроков, они должны обнаружить льва. Увидев хищника, нужно тихонько выйти из круга – «клетки». Если игрок понял, что он лев, он издает рев, после чего все, кто не успел выйти из круга, считаются съеденными.

При обсуждении спрашиваем у «льва», что он чувствовал. Как понял, что он – лев? Не напоминает ли это ситуацию из реальной жизни? Что-то похожее чувствуешь, когда тебя обсуждают за твоей спиной. В какой-то момент ты чувствуешь, что что-то не так, что отдельные люди начинают иначе вести себя с тобой. И только через какое-то время, когда правда всплывает, тебе становится понятно, почему тот или иной человек так говорил с тобой или так себя вел. Насколько дискомфортно это чувство? Хорошо бы в игре дать испытать это чувство человеку, который склонен к интригам и сплетням, чтобы он на себе ощутил, каково это.

Цвета правды

А это упражнение появилось в ходе семинара, когда была поставлена задача смягчить подростковый максимализм. Название упражнения пошло от образа, возникшего в ходе создания: «Черно-белый». Итак, выбирается спорная тема. Например: можно или нельзя врать. Определяются крайние позиции: «врать категорически нельзя» и «врать можно». Сами участники определяют, какая из этих позиций в их восприятии будет черной, а какая – белой.

После чего участникам предлагается представить, как будут выглядеть ситуации «другого цвета». Например, красную ситуацию одна из групп определила, как «сказать правду в пылу ссоры, не подумав»; желтую – как «ложь во спасение»; голубую – как «соврать, лишь бы отвязались»; зеленую – как «сказать правду, но в смягченной формулировке» и т.п.

Нет жесткого закрепления ситуаций за цветами. Ребята сами определяют это. Для нас важно, чтобы они убедились в том, что спектр вариаций очень широк, и на этом акцентируем внимание при подведении итогов.

Размышляя над пословицами

Не менее удобный повод для разговора – пословицы. У нас в программе «Культура народов мира» есть несколько упражнений, связанных с английскими пословицами.

Весьма оживленный разговор складывается при обсуждении пословицы Success is never blamed («Успех никогда не осуждают»). Схожая по смыслу русская пословица – «Победителей не судят». «Судить или осуждать? Судят и победителей, хотя бы из зависти. И что есть успех? Приоритеты у разных людей различны. Что для одного победа, для другого – поражение» – это размышления, высказанные ребятами. Вспоминают и другую спорную пословицу: «Цель оправдывает средство».

Еще одна пословица, требующая погружения в ситуацию: A forced kindness deserves no thanks («Вынужденная доброта не стоит благодарности»). Эта фраза вызывает очень много споров. Приходится определиться с терминологией: что есть «вынужденная доброта»? Если речь идет об услуге, независимо, была ли она сделана добровольно или вынужденно, это заслуживает благодарности. Если речь идет о лести, то благодарить не стоит. Это опять же мысли, высказанные ребятами.

Обсуждение пословицы One fire drives out another («Один огонь другим тушится») и ее русского аналога: «Клин клином вышибают» – удобно для обсуждения парных отношений. Иногда парень или девушка, расставшись, спешат вступить в новые отношения, даже не особо присматриваясь к новому партнеру, используя его как средство излечения от боли и с целью доказать, что «я-то один не останусь», и забывая, что это живой человек со своими чувствами.

«Письма» для вдумчивого чтения

Интересно наблюдать, как ребята выполняют упражнение «Письма» (автор И.Рынкевич), где использованы фразы, похожие по форме на пословицы, однако могут «прочитываться» по-разному. Каждому участнику предлагается письмо (по объему скорее записка). Следует предположить, что написал его человек, который хорошо знает участника и хочет обратить его внимание на что-то важное, но делает это иносказательно. Участники по очереди зачитывают вслух полученное послание и объясняют, как они его поняли. Содержание писем следующее:

«При большой волне вполсилы не выгребешь». Здесь разночтений мало: в большом, сложном деле требуется прикладывать больше усилий.

«Птицы сбиваются в стаи перед дальней дорогой» – аналогичная ситуация: при свершении сложного дела люди вынуждены объединить усилия.

«Иногда только лед соединяет берега». Самое интересное объяснение из всех услышанных: иногда только большая беда объединяет людей.

«Лягушки любят, когда тепло и сыро» – об индивидуальных особенностях.

«Любая бабочка была прежде гусеницей» – очень «терапевтичная» тема для подростков. Человек не сразу раскрывает все свои способности и качества, формирование требует времени. Но рано или поздно…

«Зернышку нужно время, чтобы прорасти» – схожая ситуация.

«Комары кусают не для того, чтобы причинить нам боль» – замечательный повод поговорить о мотивации поступков других людей. Иногда нам кажется, что человек делает что-то нам назло, но если разобраться, выясняется, что у него были причины для такого поступка, и причины эти зачастую не имеют к нам никакого отношения. Так случилось, что следствием стал наш негатив.

«Солнце восходит каждое утро». Приходилось слышать прямо противоположные по настроению объяснения. Одно – «Новый день принесет новые радости». Другое – «Каждый день одно и то же, жизнь так монотонна и однообразна!»

«В корнях – самая сила» – здесь интересно обнаруживать, в чем человек черпает силу, что считает корнями. Часто говорят о семье.

«Сильный ветер раздувает тучи» – повод поговорить о том, что способно изменить плохое настроение, а то и справиться с депрессией.

«Талые воды пробуждают землю» – похоже по теме на предыдущее, разве что возникает нюанс: замерзшая земля подобна человеку, застывшему в негативном состоянии. Что может «растопить» этот лед? Как можно научить человека доверять другим, если его несколько раз обманывали, например?..

«Между осенью и весной зимы не миновать» – чаще всего говорят о принятии реальности.

«Снег прячет грязь». Иногда под снегом понимают смену обстоятельств или новые впечатления, иногда – хорошие поступки человека как желание искупить вину. Пронзительно прозвучала однажды фраза одного из участников: «Но я-то знаю, что под снегом грязь».

«Дождь смоет все следы» – схожая тема, хотя и со своими нюансами.

«Ядовитая ягода и вылечить может» – чаще всего о необходимости каких-то слов или действий, которые неприятны, но позволяют разрешить сложную ситуацию.

Выслушав все письма и разъяснения, ведущий задает вопрос: «Что объединяет все эти письма?» Предполагаемый ответ: все они имеют два уровня: внешний – о природных явлениях и внутренний, скрытый – о человеке, его качествах и состояниях. И если высказывания на первом уровне воспринимаются однозначно, то на втором в интерпретировании проявляются индивидуальные особенности человека.

...А еще – притчи и сказки

Поводом для начала разговора могут послужить притчи и сказки. Интересны для разбора с точки зрения психологии ситуации, описанные в «биологических сказках» Феликса Кривина, которые можно найти в сети Интернет. Ребята с удовольствием обсуждают их, приводят примеры из жизни и иногда предлагают весьма оригинальную трактовку.

Но что бы мы ни использовали как затравку для разговора – фильм, фотографию, картину, сказку, пословицу или игру, – разговор должен быть актуальным для самих ребят. Не разговор ради разговора, а разговор как реакция на конкретные проявления, ситуации и проблемы. И чем больше арсенал «заготовок», тем легче педагогу быстро подобрать нужную.

Рейтинг@Mail.ru