Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Попова Татьяна

Социальные проекты: опыт сельской школы

Если школа ставит перед собой общественные задачи, она может объединять ресурсы местного сообщества. И это меняет жизнь села

Как правило, сельская школа испытывает больше трудностей, чем обычная городская и тем более столичная. Здесь играют роль и финансирование, и кадровый потенциал, и насыщенность культурной среды. С другой стороны, в жизни сельской школы есть особенности, которые хорошие учителя превращают в сильное преимущество, делают важными элементами педагогического взаимодействия. Окрестное население немногочисленно? Отлично, это же все наши выпускники, они в школе свои, сначала учились, теперь как родители приходят. Небогатый спектр местных достопримечательностей для походов, экскурсий, прогулок? Ну что ж, зато каждая роща, родник, речка воспринимаются ребенком как свое, родное место, где он вырос. Наверное, поэтому социальные проекты, которые уже несколько лет как вошли в моду, но удаются далеко не в каждой школе, как раз в селе получают шанс стать именно тем, что изначально имелось в виду под этим термином. Проектом. Социальным. В школе, директор которой делится сегодня опытом, всего около шестидесяти учеников. И расположена она не в самом богатом регионе. Но несмотря на это – или, может быть, благодаря этому? – социальное проектирование за последние три года стало той нитью, на которую нанизывается большая часть школьной жизни, да и жизни села тоже.

Началось все со школьного двора

Работа над социальными проектами началась в Федоровской школе не на пустом месте. Уже несколько лет назад педагоги стали использовать форму учебного проектирования. Кроме того, школа была социокультурным центром, а это значит, что она стала точкой притяжения для всего местного сообщества; праздники, события, традиционные встречи проводятся не только для учеников и педагогов, но и привлекают жителей села. Тем более что большинство родителей нынешних учеников сами учились здесь же и хорошо знают школьные традиции, не чувствуют себя посторонними. Поэтому мысль о привлечении семей к школьным делам была очень естественной. Первыми опытами стали проекты «Спасем святой источник» и «Школьный дворик», и поскольку дело было новое, педагоги взяли на себя большую часть организации. Они же предложили объекты для благоустройства.

Для начала пригласили всех желающих родителей. Пришли около десяти человек, они потом и составили инициативную группу. Вместе с детьми намечали объем работ. Ребята на первых порах безудержно фантазировали, не учитывая реальных возможностей. Тут взрослым приходилось корректировать планы и объяснять, что «разбить парк» возле источника вряд ли получится. Потом ребята и взрослые прикинули, к кому смогут обратиться за помощью из представителей бизнеса и местной власти. Были рады любой поддержке, но основные работы выполняли сами: вместе расчистили и осушили берега, вывезли мусор да еще и развесили плакаты, напоминающие о том, что все ненужное можно выбрасывать в специально установленные контейнеры. Не забыли и образовательную сферу: ученики собрали материал об истории источника, написали статью в местную и школьную газеты.

Подготовка к проекту «Школьный дворик» была чуть более сложной. Поскольку школьный двор занимает больше полутора гектаров и вмещает в себя и огород, и сад, и спортивную площадку, и цветник, сначала решили определить, какая часть станет объектом приложения общих усилий. Дети провели анкетирование среди родителей, педагогов и учеников. 92%, 97%, 100% соответственно поддержали идею озеленения школьной территории, а именно создание композиционного ансамбля клумб «Цветочная мозаика». Уже на весенних каникулах семьи получили задание заготовить семена и вырастить рассаду для будущих клумб. Каждый класс разработал эскиз своей клумбы и воплотил его в жизнь.

Результат превзошел все ожидания: цветник получился на диво привлекательным и многообразным. Усилия оценили и жители села. Молодые мамы с колясками и парочки по вечерам приходили посидеть возле такой красоты. Но самое главное – изменения, произошедшие в ребятах и их родителях. Взрослые почувствовали вкус к совместной работе и выразили желание продолжать семейные проекты. И ученики стали больше ценить взаимодействие и взаимопомощь. Стали мягче и внимательнее друг к другу, ощутимо изменился микроклимат в классах. Учителя отметили, что легче стало вырабатывать и поддерживать правила отношений между детьми, учителями и родителями. А подростковые амбиции постепенно становились соизмеримыми с собственными возможностями и общими интересами взрослых. И совершенно точно можно было сказать, что заниматься проектной деятельностью стало престижным.

Фестиваль

Первые результаты вдохновили на продолжение и усложнение проектной работы. Следующим шагом стало создание системы социального парт­нерства по инициативе Ольги Кожуровой, старшего преподавателя кафедры воспитания и социализации личности Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. Школа стала базовой площадкой ИПКиППРО Тульской области.

На базе школы проводились консультации, проблемные семинары, педсоветы по темам: «Система социального партнерства школы и семьи, обеспечивающая повышение их воспитательного потенциала», «Показатели эффективности социального партнерства школы и семьи в процессе воспитания», «Технологии социального партнерства», «Нормативно-правовая база партнерства».

Партнерство предполагает равноправные отношения между всеми участниками. Поэтому в школе была организована переговорная площадка. Но прежде было изучено отношение школьного сообщества к традиционным воспитательным мероприятиям, сопоставлены мнения родителей, педагогов и учеников, выявлены общие интересы и приоритетные интересы каждого сообщества. Результаты этих детско-взрослых исследований были представлены непосредственно на коммуникативной площадке.

Выяснилось, что около 70% родителей заинтересовались семейным проектированием, они захотели создать свои семейные проекты. Совместно с коллективом школы родители разработали анкеты для семей села Федоровского. Анкеты включали следующие вопросы: «Какие проблемы села вам известны? Могли ли вы решить их своей семьей? Хотите ли вы принять участие в создании проектов?» 87% родителей приняли активное участие в анкетировании. Более 30% семей захотели разбить цветник у мемориала Славы в Федоровском, 27% – решили восстановить фамилии погибших родственников на мемориальной доске обелиска, расположенного в селе Высоцком, 6% родителей посчитали важной проблемой деревни наведение порядка на улицах Дружбы и Полевой, в частности организовать вывоз мусора с центральной улицы; около 7% семей захотели помочь ветеранам войны. Одним словом, предложений было столько, что сама собой возникла идея фестиваля проектов. Проекты создавались отдельными семьями, некоторые семьи объединились в творческие группы.

Теперь на новом этапе педагоги предоставляли семьям максимум возможностей для проявления инициативы. Заранее договорились, что презентовать проекты будут сами ребята.

А учителя, как бы ни хотелось вмешаться, будут выступать лишь в роли консультантов.

Проект «Цветник Победы» подготовлен родителями и детьми пяти семей. У каждой из них были свои функции: одна создавала эскиз цветника, другая выращивала рассаду цветов, третья занималась подвозом земли, четвертая доставляла декоративную щебенку, а пятая семья оказывала спонсорскую поддержку. Ежедневно по вечерам семьи полным составом занимались восстановлением цветника. Дети стали активными помощниками взрослых, они вместе с мамами и папами разравнивали землю на клумбах, высаживали цветы, украшали цветник декоративной щебенкой. Ребята взрослели просто на глазах. Да и взрослые иначе стали смотреть на ребят, больше им доверять. Сколько радости для мальчишки, которому доверили привезти землю на мотороллере!

Проект «Никто не забыт…» объединил три семьи. Они разыскивали фамилии односельчан, погибших в годы войны, пропавших без вести, но, к сожалению, не вошедших в списки на мемориальной доске, расположенной на территории сельского поселения. Ребята вместе с родителями обратились в военкомат, архив г. Узловая, сельскую администрацию, откуда узнали, что многих жителей села не включили в списки погибших. Затем авторы проекта обратились в частную фирму «Мемориал», заказали мемориальную доску. К 9 Мая доска была готова, а папы установили ее на обелиск.

Кстати, для некоторых отцов такая серьезная совместная работа со своим ребенком и его одноклассниками стала настоящей «педагогической практикой». Бывало, даже отменяли запланированные ранее дела: как же вы тут без меня справитесь…

Еще одна семья работала над проектом «Тепло наших сердец – ветеранам». Четвероклассник Илья решил приготовить праздничные сувениры ветеранам. Он сделал эскиз, вместе с мамой отобрал материал, необходимый, чтобы сделать подарки: ткань, бисер, ленту. По эскизу были сделаны заготовки. Папа сделал рамочки, и вместе с Ильей эти сувениры родители вручили ветеранам.

Были и другие проекты – о людях интересной судьбы, о песнях военного времени.

А потом все собрались на защиту, где ребята увлеченно рассказывали о том, что и как было задумано, как упорно они вместе с родителями преодолевали трудности, что пришлось перепланировать и добавлять по ходу проекта. И как они довольны, что почти все получилось. А что-то неожиданно удалось даже лучше, чем они ожидали.

Судя по реакции гостей и улыбкам участников, фестиваль удался. Можно долго перечислять его итоги. Это и опыт социализации, и коммуникативные навыки, и патриотическое воспитание… Но не менее значимо ощущение реального дела, важного для других, которое ты делал рядом со своей семьей, переживание успеха, разделенного с близкими людьми.

Рейтинг@Mail.ru