ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Что мешает признанию в России дипломов других стран?
Этот вопрос был поднят на «круглом столе» в Общественной палате
Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина отметила важность этой проблемы для любого уровня образования. Только так ОУ смогут налаживать международные связи и приглашать к себе преподавателей международного класса. Вице-президент РАО Виктор Болотов высказался против автоматического признания дипломов. «За рубежом – масса фальшивок», – заявил он.
На наши вопросы отвечает юрист ГУ-ВШЭ Александр Вавилов.
– Согласно российскому законодательству обоюдное признание дипломов проводится на основе международных договоров. Разве этого недостаточно?
– Чиновники Министерства образования и науки везде заявляют, что у нас все в полном соответствии с международными соглашениями и договорами. В действующих законах об образовании и о науке провозглашается, что признание и установление эквивалентности дипломов и ученых степеней проводится на основе международных договоров. Но нигде не говорится о том, что развитые страны таких договоров с нами не заключают и вряд ли будут заключать.
У России есть несколько международных соглашений под названием «О взаимном признании и установлении эквивалентности документов об образовании и ученых степеней». Вы найдете в этом списке две страны из Африки (Намибия и Чад), две из Азии (Китай, Монголия) да еще бывшие республики СССР, но и те не все. Из Европы – Албания и Румыния. Точно такая же ситуация сложилась с международными соглашениями о взаимном признании ученых степеней. Только договорились об этом с меньшим числом тех же стран: Республика Чад, к примеру, среди них есть, а Монголия – вряд ли. С Монголией у нас соглашение только о признании документов о среднем образовании, то есть о школьных аттестатах.
– Вы сказали, что развитые страны не будут заключать с Россией таких соглашений. Почему?
– Дело в том, что развитым странам таких взаимных признаний не надо. Там по факту сами университеты и научные организации определяют уровень образования наших специалистов, признают их дипломы и степени и принимают на работу. Им не нужны экспертизы, по какой программе человек учился, сколько часов и на каких курсах прошел, какой официально установленной государственной специальности это соответствует, как это делается у нас под названием «установление эквивалентности».
В России в настоящее время дипломы зарубежных университетов либо вовсе не могут быть признаны (следовательно, их обладателей просто нельзя принимать на работу, требующую определенной квалификации), либо признаются Рособрнадзором после экспертизы полученного образования.
Но если обладатель диплома не российский гражданин, у него нет даже права на экспертизу. Необходимо гражданство. Таковы правила.
А для признания зарубежной ученой степени (к примеру, чтобы принять специалиста доцентом-профессором в вуз или старшим научным сотрудником) надо перевести диссертацию на русский язык и представить ее вместе с другими документами на рассмотрение в Высшую аттестационную комиссию (ВАК). То есть, по сути, надо проходить вторую защиту в нашем ВАКе. Она даже официально называется «переаттестация».
Вот недавно два наших соотечественника из Англии получили Нобелевскую премию по физике. Если они перед отъездом не успели защититься в России, то у нас их больше чем на младшего сотрудника на работу принять нельзя. И то при условии, что у нобелевских лауреатов есть российские дипломы!
– Если поискать в интернете, обнаружится, что в деле государственного признания дипломов готово помочь множество организаций…
– Да, десятки фирм предлагают свои услуги, начиная с переводов документов, легализации и заканчивая услугами по обеспечению всех процедур. Это целый бизнес, так сказать, сектор экономики. Поэтому сохранение процедуры установления эквивалентности дипломов выгодно только бюрократической надстройке, которая «обросла» всякого рода фирмами, предлагающими все эти процедуры быстро и без хлопот устроить за небольшую плату. Да еще, пожалуй, старым, сильно укоренившимся структурам в Рособрнадзоре и в ВАКе, которые не хотят ничего менять в своей работе.
Но если строить реально инновационную экономику, то правила о признании иностранных дипломов и ученых степеней надо изменять. Так что вопрос актуальный, и я уверен, что то или иное упрощение процедуры признания дипломов и ученых степеней зарубежных университетов будет предусмотрено.
– Какими путями вы предлагаете упростить процедуру признания зарубежных дипломов?
– Нашими поправками предлагалось, в частности, предусмотреть в новом законопроекте «автоматическое» признание зарубежных дипломов по перечню ведущих университетов мира. Такой перечень может легко составить то же Минобрнауки. Мы неоднократно направляли наши предложения в Министерство образования и науки, начиная с февраля месяца. При этом сам президент Медведев давал летом этого года поручение правительству и министерству о разработке «законопредложений», имея в виду установление перечня ведущих зарубежных вузов с упрощенным признанием их дипломов и решение проблемы приравнивания ученой степени PhD к нашим ученым степеням. Скажу еще об одной проблеме: российские и иностранные ученые степени как бы разноположены, несоизмеримы. В частности, в большинстве западных стран присваивается только одна ученая степень – доктора, и без указания области наук. Это PhD – что переводится как доктор философии. При этом не имеет значения – физика это или химия, юриспруденция или экономика. Поэтому мы внесли предложения в законопроект – дать ученым советам вузов самим определять, какой российской ученой степени соответствует тот или иной зарубежный ученый. Это можно сделать на основании оценки ученым советом вуза его научных достижений.
Чиновники пока не реагируют, по крайней мере в данный законопроект ничего подобного не включили.
– На «круглом столе» в Общественной палате Виктор Болотов заявил, что в качестве исключения можно дать право ведущим вузам самим признавать зарубежные дипломы. Это реально?
– Это предложение заслуживает внимания. Непонятно только, как иностранные дипломы об образовании, пусть и признанные нашим университетом, можно предъявить работодателю в качестве доказательства квалификации без «государственной справки» (то есть без свидетельства Рособрнадзора о его признании). Наверное, для реализации такого предложения надо изменять и квалификационные требования к специалистам в ЕТС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих). А это уже компетенция Минздравсоцразвития.