АКСИОМА ВСТРЕЧИ
«Учительская книга»–2010: для всех общая, у каждого – своя!
Фестиваль «Учительская книга» – 2010, один из масштабных проектов ИД «Первое сентября», прошел в шестой раз и собрал рекордное число гостей – более трех тысяч, и это только зарегистрированные участники.
А в целом – свободный вход, свободный выбор и признание ценности многообразия – концепция мероприятий нашего Издательского дома
все та же.
«Всё, чем для прихоти обильной…»
Четыре дня, начиная с 29 октября, в лицее №1535 работала выставка-продажа книг для школьного образования. Ежедневно – более тысячи наименований от ведущих издательств страны: «1С», «Айрис-Пресс», «Амалтея», «Академия», «АСТ-Пресс», «Белый город», «БИНОМ. Лаборатория знаний», «Британия», «Букхантер», «ГЛОССА-Пресс», «Еврокнига», «ВАКО», «Владос», ВМК МГУ, «Грамотей», «Дрофа», «Интеллект-Центр», «КАРО» «Легион», «МДК», «Мнемозина», «МЦФР Ресурсы образования», «Новый диск», «Первое сентября», «Печатные традиции», «Планета», «Психологическая книга», «Просвещение», «Розовый жираф», «ТЦ Сфера», «СГУ», «СМИО Пресс», «Учитель», «Экзамен», «ЭКСМО», «Ювента»...
Все книги – по цене издательства. Посмотреть, выбрать, купить, оформить заказ на класс, набрать буклетов, визитных карточек, чеков, потом охнуть: как же все это унести? – и улыбнуться. Книжная культура по-прежнему имеет большое значение для учителя.
Параллельно с ярмаркой шли семинары, на которых учителя встречались с авторами учебников и методистами-разработчиками УМК. Каждый день в программе-расписании – четыре столбика, четыре линейки. Ни один зал не пустовал.
Еще бы! В темах – «Новая серия учебных материалов для подготовки к ЕГЭ в 2011 г.», «Эффективная подготовка к ГИА», «Контрольно-измерительные материалы», «Рекомендации по решению задач группы С». Тут авторы и методисты, в руках – только что купленные книги. Второй стимул – идеи ФГОС в преподавании предметов. Все, что имело пометку «в соответствии с новыми федеральными стандартами», вызывало интерес: «Контроль и оценка результатов обучения по новым стандартам», «На пути к итоговой аттестации в начальной школе», «Проектная деятельность в свете государственных образовательных стандартов» и прочее, прочее. Третий стимул – министерский гриф «рекомендовано» на программах и пособиях. Это разбиралось в течение первого часа работы ярмарки. Продавцы удивлялись: хиты продаж – невзрачные брошюрки! А учителя комментировали: «В этом году строго: никакие программы, кроме загрифованных, не допускаются, хотя они не всегда добротные».
Надо же! Именно в этом году, когда законодательно введена разработка рабочих программ учителя, контролируется следование утвержденным.
«Где, может быть, бывали вы /
Или блистали…»
Тем не менее слово «инновационный» заполонило пространство заглавий и подзаголовков учебников, пособий, лекций. Не только «образование», «УМК», «модули», у нас теперь и тематический контроль – инновационный. Хорошо, что не «нано». Суть-то простая: использование в обучении компьютерных программ, тренажеров и мультимедийных пособий. Обучающих и наглядных. Интерактивных и демонстрационных. Вот такая, например, тема семинара: «Роль тренажеров в управлении учеником начальной школы качеством знаний». Тема содержит явный инновационный посыл: учитель – это хороший оператор, не более.
С тем же посылом к учителю идут методисты большинства издательств: «Вам ничего придумывать не надо, мы все за вас сделали, расписали каждую минуту урока. Вы просто купите комплект и поставьте диск». В одной аудитории разгорелся жаркий спор: надо ли методичку к УМК выпускать на диске, или пусть это будет бумажная книга для учителя. В самом деле, диск можно скопировать сто раз, а вот книгу – только купить. Не потому ли книга для учителя в большинстве УМК – самый существенный компонент. Впрочем, и учебники «кусаются»: 200–500 рублей. «На класс не купишь, – сожалеет учительница из сельской школы, в руках у нее рекламный буклет кабинетного оборудования, – а нам тоже нравится хороший учебник, мы тоже любим оснащенные кабинеты».
Впрочем, были и другие поводы для расстройства. Например, когда звучало: «Сегодня не дискутируется вопрос, есть в школе интернет или нет, есть интерактивные доски или нет – у всех есть. Это по стандарту на условия. И все обязаны вести обучение в открытой информационной среде: локальная сеть школы и ее ресурсы, образовательная сеть региона, межрегиональная связь, федеральные порталы – само собой». – Учителя переглядывались и усмехались. Есть только на бумаге. Есть, но не работает. Работает, если оплатить счета. Работает только у директора. Однако многие УМК нового типа, представленные на фестивале, ориентированы на постоянную работу учителя и ученика в открытой информационной среде. Что ж, для небольшой части школ это, наверное, здорово. Здорово, что какие-то школы могут позволить себе оформить заказ на «Психолого-педагогическую диагностику познавательного развития детей» за 99 000 рублей – и это со скидкой, на фестивале.
«Меж сыром лимбургским живым /
И ананасом золотым»
Сегодня качественная учебная продукция – плод коллективного труда многих специалистов, ведь приходится учитывать сотни параметров, в том числе таких, как авторские права, опора на разные структуры мышления, требования к интерфейсу. И чтоб концепция была – добротная, надежная, к развитию открытая.
В связи с этим учебно-методический комплекс «БИНОМ» естественно-математического образования показался особенно выигрышным. Тут математика с информатикой, начиная со 2 класса, строятся на основе универсальных методов познания, то есть детям это не говорится, но конструирование, моделирование и прочие формы системности заложены в учебные материалы и учебную деятельность. Определения, например, уже в начальной школе не заучиваются, но всякий раз выводятся ребенком по родовым и отличительным признакам объектов и явлений. То есть начальная школа – нулевой цикл строительства единого естественно-математического образования ученика до 11 класса. Но что очень важно: по каждому предмету подразумевается не какой-то один строго определенный учебник, нет, проект «БИНОМ» запараллеливает разные «линейки» учебников, например, по информатике предлагается целых три. Разумеется, все авторы и учебники – «наши», то есть концептуально и по оформлению (единый для всего комплекса интерфейс, система значков для указания видов активности ребенка и пр.) – «биномные».
Отрадно было узнать, что «точка сборки» школьного естественно-математического образования все-таки существует, может существовать. И услышать от разработчиков: «Интеллектуального сопротивления учителей мы не встречаем».
Но то интеллектуального. А возможности у всех разные, и на фестивале люди стремились попасть к тем авторам, учебники которых в их школе закуплены. К сожалению, эта потребность была удовлетворена лишь частично. Закуплено-то не всегда новое и лучшее…
«Читал охотно Апулея,
а Цицерона не читал»
Мультидисциплинарность, межпредметность, свободное и ответственное изобретательство – эти качества современного образования буквально «считываются» с учебной продукции нового времени. И тут нужно суметь перестроить свой взгляд, обратить внимание не только на то, к чему привык, что и так хорошо знаешь, но и захотеть попробовать новое. Более того – не замыкаться лишь на полезном, сиюминутном.
А потому на нашей книжной ярмарке была представлена не только педагогическая, но и художественная литература. Увы, издатели, выставившие книги «для души», скучали в одиночестве. Понятно, что жизнь диктует свои условия, но, кажется, без этих не обязательных книг, вообще без всего не обязательного, непрактичного, не обусловленного учебным планом, из работы учителя уходит что-то очень важное. Может, даже самое важное. Диалогичность. Глубина. Человеческая содержательность.
Так что читайте, господа, читайте. И не только новые учебные книги, купленные по необходимости, но и новые увлекательные, по потребности сердца.
А наш Фестиваль «Учительская книга» откроет перед вами свои двери через год. Мы постараемся, чтобы он стал еще интереснее и содержательнее.
Фестиваль набирает обороты.