Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ДЕТСТВА


Ключарева Наталья

От республики Чока до Швамбрании

Потаенные детские страны-мечты, вымышленные государства могут много рассказать о детях, о детстве, о нас самих – стоит только обратить на них внимание

В наш век, когда весь мир давно изучен и нанесен на карту, по-прежнему рождаются и существуют параллельные миры со своей собственной географией, историей, укладом жизни – фантастические страны, выдуманные детьми. «Детские страны» как потребность воображения ребенка стали предметом научного исследования профессора кафедры литературы Карельской педагогической академии Софьи Лойтер.

Мир, который мне нравится

По многолетним наблюдениям ученого, вымышленные страны создают дети определенного возраста: от семи до одиннадцати лет. Примерно в это время в сознание ребенка впервые закрадываются сомнения в мире взрослых.
В раннем детстве реальность, в которую мы попали с рождением, принимается нами как должное, даже если вокруг война, голод или разруха. Ребенок появляется на свет с огромным кредитом доверия к миру, с безотчетной уверенностью, что все существующее здесь – правильно, разумно и хорошо.
Однако история любого, даже самого счастливого детства – это история обманутого доверия. Вслед за радостью первых открытий приходит горечь первых разочарований. Оказывается, что мир, созданный взрослыми, несправедлив, жесток, подчас невыносимо скучен.
Детские разочарования – это утрата иллюзий? Постижение правды жизни? Взросление? Или, напротив, правда – в изначальном, врожденном чувстве справедливости? Тогда не дети наивны, а мир искажен. А чтобы вспомнить, каким он должен быть, полезно всмотреться в детские страны, выдуманные в противовес взрослой реальности.

«Вымысел» о справедливости

По части торжества справедливости детские страны схожи с крестьянскими утопическими легендами о Беловодье, о Городе всеобщего благоденствия и пр., они восходят к архетипу Рая, «солнечного царства», «страны обилия». Во многих мифологиях «иной мир» расположен на острове. Большинство детских вымышленных стран тоже островные государства.
Первая из дошедших до нас детских стран – республика Чока, созданная будущими декабристами, братьями Муравьевыми, которые мечтали «удалиться на какой-нибудь остров, населенный дикарями, образовать жителей острова и составить новую республику на началах всеобщего равенства и справедливости».
Самая известная детская фантазия XIX века – описанная в воспоминаниях Льва Толстого Фанфаронова гора, куда обещал отвести всех старший брат Николенька, уверяя, что там «люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, сделаются муравейными братьями».
Позже об игре в страну рассказывают в своих воспоминаниях Аделаида Герцык и Мариэтта Шагинян, Михаил Пришвин и Константин Паустовский. На детском континенте возникают Амония, Парамония, Рондалия, Ахагия, Улигания, Лилипутия (последнюю создали воспитанники Сухомлинского)...
Подробнее других изучена и описана Швамбрания, открытая братьями Осей и Лелей Кассилями. Появилась она как ответ на несправедливость мироустройства, когда Ося и Леля обнаружили, что с кем-то из детей им дружить запрещено («неподходящее знакомство», объясняли родители) и что «жизнью заправляют не все взрослые, а только те, кто носит форменные фуражки, хорошие шубы и чистые воротнички».

Мечта – это серьезно

Софья Лойтер, исследователь вымышленных детских стран, встречалась и переписывалась с Львом Кассилем, а после его смерти работала с архивом. Своими глазами видела она и карту Швамбрании, висевшую на стене в кабинете Кассиля, и другие швамбранские документы (военные планы, рисунки флагов и гербов). Материальные атрибуты выдуманной страны заставили исследовательницу взглянуть на Швамбранию не только как на фантазию, но и как на реальность. Реальность детского сознания и детской культуры, достойную самого серьезного изучения.
Хотя даже сам Кассиль иначе относился к своей детской выдумке. Во многом это было обусловлено советской идеологией, в соответствии с которой мечтательность не особенность детской психики (как утверждал, например, Выготский), а вредный буржуазный пережиток. Потому-то в повести сказочная Швамбрания подвергается безжалостному разгрому. Автор заканчивает повесть странной и кажущейся теперь неестественной интонацией, а о Швамбрании говорит со взрослой снисходительностью к детским заблуждениям, за которые ему до сих пор слегка стыдно. А жаль. В 1977 году Швамбрания стала настоящей реальностью. Астроном Черных назвал так открытую им планету.
Но и сегодня из детского мира вытесняется то, что всегда кардинально отличало ребенка от взрослого: романтическое начало. Софья Лойтер считает: детство надо защищать. Не только от жестокости, но и от прагматизма. Надо позволить ребенку быть ребенком: мечтать, гулять, «болтаться без дела», «тратить время на всякие глупости». В том числе – выдумывать прекрасные страны, где все счастливы.

А все-таки она существует!

В начале семидесятых, когда Софья Лойтер начала исследование стран детского континента, на нее буквально обрушился поток тетрадей с описанием вымышленных детских стран. Их присылали в Петрозаводск и студенты-фольклористы, и коллеги-ученые. Этот поток не иссякает до сих пор, и в кабинете Софьи Лойтер – папки, папки с еще не разобранными детскими странами.
Игра в страну-мечту, как показывают свидетельства, длится долго, порой несколько лет, а иногда и все детство, и тщательно скрывается от взрослых. Участвуют в ней только самые близкие по духу друзья, чаще всего – братья и сестры.
Реалии взрослого мира, как правило, не проникают в детские страны, существующие, по мнению исследователя, в мифологическом, а не историческом измерении. Например, в 80-е годы, как и в начале XX века, в выдуманных странах правили короли и королевы. Из новых персонажей появились только инопланетяне, и сами страны стали иногда помещаться в других галактиках.
Однако, по словам Софьи Лойтер, дух времени все же проникает и в пространство детской мифологии. Мечты стали более заземленными, прагматичными. Дети играют в банк, в деньги, в золото.
Да и сама игра, кажется, уходит из детской жизни. Многих не отпускают гулять одних, так что дети играют только в садике по инициативе и под присмотром взрослых. И так получается, что самое важное, нужное – пространство свободы, скрытое от посторонних глаз, не подчиненное и не подотчетное взрослым, – отнято у ребенка. А ведь без этого одиночества детских тайн и детских игр невозможно становление человека.

Рейтинг@Mail.ru