О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
А.В.Микляева, П.В.Румянцева
«Трудный класс»: диагностическая
и коррекционная работа
СПб.: Речь, 2007
Трудные классы. В какой школе их нет? Причем каждый труден по-своему, это как с семьями, по точному замечанию Толстого. Ведь класс – не менее сложная структура. Кстати, а что такое школьный класс? С этого авторы начинают – рассматривают его характеристики, отличие от малой группы, закономерности в развитии класса, связи с окружающей социальной средой, возрастную динамику.
Иногда часть этих сложных сообществ приобретают эпитет «трудные». Чаще всего это означает, что класс или неважно учится, или конфликтует с учителями, родителями и другими школьниками, или в нем постоянно бурлят внутренние свары. Это на первый взгляд. Авторы же предлагают более подробную классификацию. Например, есть «объективно» трудные классы, которые постоянно вязнут в перечисленных проблемах, и «субъективно» – те, которые оцениваются как трудные лишь одним учителем. В зависимости от сложившихся обстоятельств класс может стать трудным на время или ситуативно трудным. Но самый, наверное, сложный и требующий помощи случай – это устойчиво трудные классы. Авторы предлагают такую их типологию: необучаемые, немотивированные, неуправляемые, внутренне конфликтные, закрытые, звездные.
Особая сложность заключается в том, что работа предстоит не только с несколькими проблемными детьми, а с классом как единым организмом. Давая характеристику каждому типу класса, авторы поясняют, как детская группа «заражается» немотивированностью, например, или неуправляемостью. А потом проблема растет, невольно подкрепляемая взрослыми. То есть освобождаться от нее нужно тоже всем вместе. Методы диагностики, описанные в книге, сложны для непрофессионала, но учитель, прочитавший ее, хотя бы будет знать, что это возможно сделать с помощью психолога. А вот методические приемы, рекомендованные для преодоления той или иной трудности, вполне можно использовать на уроках или классных часах.
Мартин Грабе
Синдром выгорания –
болезнь нашего времени
Спб.: Речь, 2008
Автор уже во введении сообщает, что выгорание – это не только болезнь и не только профессиональная, как принято считать в педагогических кругах. Это результат определенного отношения к жизни. «Тот, кто находит время для себя, уже сделал первый шаг к предупреждению болезни или к избавлению от нее».
Он сравнивает состояние человека, страдающего от выгорания, с машиной, у которой разрядился аккумулятор. Но предупреждающий сигнал у человека не предусмотрен. Люди замечают, конечно, что дела идут все хуже, наваливается усталость, затрачивают все больше усилий, и в какой-то момент обнаруживают, что выдохлись полностью. Не правда ли, знакомая картина? Но педагоги, хоть и составляют почти треть «выгорающих», совсем не одиноки в этой области.
Случаи из практики, описанные во второй главе, убеждают читателя, что этому процессу подвержены даже домохозяйки. Выгорание грозит тем, кто начал испытывать противоречие: между идеалами и возможностями, затраченными усилиями и успехами, положительным и отрицательным опытом и обратной связью. Человек перестает получать удовлетворение, испытывает тревогу, и механизм раскручивается по нарастающей – от повышенного утомления через снижение активности, депрессию или агрессию к психосоматическим реакциям.
Что же делать? «Людям необходимо чувствовать, что все, что они делают, имеет смысл, что условия работы будут достаточно стабильными…» – и еще несколько простых условий перечисляет автор. К тому же он описывает стратегии поведения, которые помогут вам уберечься от выгорания в семье и на работе.