Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Печатникова Людмила

Образовательный ресурс компьютерных игр

Сегодня виртуальные игровые среды позволяют по-новому изучать учебные предметы

Школьники, родившиеся в конце 90-х, не представляют себе мир без компьютеров, без интернета. Наиболее дальновидные учителя, понимающие, что отвлечь детей от глобальной сети все равно не удастся, стремятся разработать методики, позволяющие понять, чему учатся школьники во всемирной паутине, какие навыки приобретают, с какой информацией сталкиваются и как все это можно использовать на обычном уроке.

 

Вопреки очевидности

По результатам опросов, 35% школ уверяют, что уже используют регулярно компьютерные игры в обучении, еще 60% собираются начать активное игровое обучение. Однако личная позиция многих родителей и педагогов отличается от коллективного мнения. Только 4% опрошенных взрослых отметили интернет как один из важных обучающих ресурсов. При этом мужчины в два раза чаще, чем женщины, считают компьютер полезным педагогическим инструментом. Правда, только 3% взрослых считают, что в интернете дети ничему не учатся и не развиваются. Но лишь половина семей согласны предоставить педагогам право учитывать внешкольную интернет-активность ребенка как образовательную деятельность.
Страх взрослых перед компьютерными играми, интернетом – именно от незнания, от недобрых слухов, от невозможности привычно руководить ребенком, блуждающим в неведомых виртуальных далях.

О пользе и выгоде

На самом деле цифровые игры обладают огромным образовательным потенциалом. Они заставляют работать сразу несколько каналов восприятия ученика (зрение, слух), они интерактивны. Они позволяют игрокам моделировать разнообразные миры, менять по своему желанию параметры реальности, учиться действовать в экстремальных ситуациях. Компьютерные игры давно используются для обучения водителей, врачей, летчиков, менеджеров. И только в школе это считается напрасной тратой времени. Но как тянутся к ним дети!..
Стоит ли напоминать, что многократные исследования доказывают, что ученики, прослушавшие или прочитавшие материал, забывают его в 13 раз быстрее, чем те, кто освоил его в игровой деятельности. Если ребенок одновременно слушал информацию, перед ним были зрительные образы и он имел возможность действовать, он усваивает 90% материала. Тот, кто только действовал (не слушал текст, не смотрел на картинки), усваивает 80%. Наблюдатели – 40%. Слушатели – лишь 20%. А между тем на обычном уроке дети в первую очередь слушают.

Скромное начало

Самые несложные (и пока наиболее прижившиеся в наших классах) компьютерные игры – различные тренажеры, в основном по математике и всяким языкам (отработка навыков счета, правописания, расширение лексического запаса). И хотя сделаны они скучновато, дети явно предпочитают компьютерный тренинг работе с учебником.
Обычные квесты (приключенческие игры, требующие от игрока «решения умственных задач», как пишет всезнающая Википедия), пресловутые Симсы (особое племя, способное зарабатывать деньги, получать навыки, дружить, влюбляться) могут стать обучающей средой. Но поскольку образовательный результат не заложен в них создателями, далеко не все игроки приобретут по ходу действия управленческие навыки, разовьют лидерские качества. Напротив, специально спроектированные образовательные игры (модели изменения мира в зависимости от колебания температуры или других физических величин – http://www.operationclimatecontrol.co.uk) будут полезны всякому.

Игровые высоты

Настоящая обучающая игра соединяет драматические, увлекательные сценарии с математическим анализом и возможностью взаимодействия игроков.
Благодаря таким играм, как «Скорая помощь», «Спасатели», дети хотя бы в первом приближении знакомятся с миром профессий, а заодно с собственными способностями в этой области. Что-то школьники стремятся развить в себе, что-то – преодолеть. Они готовы обсудить с учителем, почему нужно в первую очередь спасать этого пациента, а не другого, что означает тот или иной термин. Редкий случай: ребята пристают к педагогу с вполне содержательными, интересными вопросами, а не преподаватель донимает их якобы проблемными заданиями с набором готовых ответов. Конечно, сначала учителю придется и посоветовать кому-то полезную игру, и проявить свой интерес, свою компетентность, возможно, предложить отдельным личностям сделать доклад о собственном игровом опыте…
Игры вроде «Скорой помощи» или «Спасателей» учат выделять главное, сортировать объекты в зависимости от задачи, принимать решения быстро и в ситуации достаточно значимой (речь идет о спасении жизни человека, пусть и игровой).
В старших классах особый интерес вызывают игры, заставляющие учитывать взаимосвязь различных факторов. Хорошо известны разные варианты «Цивилизации», но существует и ряд экологических игр, где приходится разбираться в климатических процессах (http://atlantis.crlt.indiana.edu/ – поддержание благополучия целого континента, легендарной Атлантиды; http://epistemicgames.org/ – создание работающей модели современного города; увы, потребуется знание английского языка, к счастью, не оксфордского уровня: специалист-предметник поможет детям разобраться в комментариях, в крайнем случае они сами прогонят немногословные тексты через электронный же переводчик).
В данном случае игра – это интеллектуальное соревнование с компьютером в соответствии с определенными правилами. Сюжет выбирается по интересам: анатомия и физиология человека, экология, политика, война, наконец.
Один из последних хитов – игра в журналиста, который только что прибыл в Палестину (http://www.sgschallenge.com/challenge.shtml). Его задача – написать объективную статью о происходящем. Он может поговорить с палестинским имамом, израильским солдатом, обычной женщиной, с ребенком. Беседуя с разными по убеждениям и жизненному опыту людьми, игрок должен сопоставить информацию, отличить факт от оценки, интерпретации. Кроме социальных, исследовательских навыков тренируется грамотность, развивается стиль письменной речи. Поскольку игра сетевая, соревноваться в проницательности и выразительности можно не только с одноклассниками, но и со сверстниками из разных городов. И оценку ставит не преподаватель, а коллектив (через процедуру голосования).
Вообще в играх это особенно важно. Педагог перестает быть единоличным судьей. Есть объективные параметры того или иного уровня или игрового звания, есть рейтинг участников… Уже не придерешься и поблажки не сделаешь.
Старшеклассники ценят также экономические игры (http://www.simventure.co.uk – создаешь свою виртуальную компанию, развиваешь ее, кризисы переживаешь, скачки цен…) – получение прибыли, построение эффективной экономической модели.
Всегда популярны исторические игры, посвященные античности и средневековью, великим географическим открытиям. Одна из последних, созданных в прошлом году (http://making-history.com/), переносит учеников во времена Второй мировой войны. У ребят есть шанс разобраться в расстановке сил, тонкостях международной дипломатии.
Возможность играть в сети заставляет каждого почувствовать влияние действительно непредсказуемых факторов, научиться принимать грамотные решения, анализировать ошибки, исправлять их.

Последействие

Конечно, игра лишь обучающий инструмент, она не может изменить поведение ребят в реальной жизни. Игра о здоровом питании (кстати, забавная – http://www.fatworld.org/) не поможет детям отказаться от чипсов и колы, игра в полицейского не заставит ученика соблюдать закон. Однако помимо прочих эффектов игры помогают детям исследовать и формировать свои ценности, от примитивных оценок – хорошо–плохо, черное–белое – переходить к комплексному анализу ситуации.
Обсуждение в классе отдельных моментов позволяет осознать заложенные в структуре игры реальные закономерности.
Вообще образовательная уместность игры зависит от ее способности обращаться к насущным образовательным/учебным целям класса и от того, насколько игрок понимает, с каким материалом работает. Поэтому про игры обязательно нужно разговаривать с учениками. Перенос навыков из пространства игры в другие области (учебный тест) обеспечивается через проговаривание и, значит, осознание.

Статья подготовлена по материалам сайтов Futurelab (http://www.futurelab.org.uk/) и Demos (http://www.demos.co.uk/).


Рабочая тетрадь учителя

Компьютерных игр, созданных специально под учебные задачи, мало. Приходится искать, выбирать лучшее
из имеющегося. Какими критериями при этом руководствоваться помимо технических характеристик (объем памяти, например)?

1. Конкретизируем образ «ученика играющего»: его возраст, опыт, стиль обучения, насколько ему посильны (интересны) уровень, необходимый для успешной игры, сюжет, фактические подробности.
2. Какова наша обучающая цель, заложена ли она в структуру найденной игры или нужно придумать какие-то дополнительные условия, вопросы?
3. Насколько игра разносторонняя, обращена ли она к разным способностям ребенка, разным каналам восприятия (информативное изображение, грамотный текст в наушниках, понятные письменные комментарии)? Возможно, придется добавлять от себя раздаточный материал.
4. Сколько времени потребуется ученику на освоение правил игры? На прохождение первого уровня? Есть ли шанс уложиться в урок?
5. Сможет ли ребенок сам разобраться с сюжетом и законами игры (есть понятные подсказки, удобный интерфейс – принято говорить «дружелюбный») или потребуются ваши комментарии, помощь консультантов? Тогда нужно заранее пригласить их на занятие.
6. Предоставляет ли игра возможность отступать от жесткого алгоритма, дает ли пространство для творчества? Конечно, тренинговые задания необходимы, но детям нужно и самовыражаться, хоть в чем-то.
7. Можно ли регулировать степень сложности игры (упрощать и усложнять)? Это будет зависеть только от учителя или от игрока в том числе?
8. Позволяет ли игра тренироваться, повторять одно и то же несколько раз? Легко ли самому игроку оценить собственное продвижение, понять причину неудач?
9. Предоставляет ли игра детям возможность для сотрудничества, обмена опытом? Нужно ли для этого объединить несколько компьютеров в сеть, обеспечить выход в интернет?
10. Как вы собираетесь подвести итоги игры: письменная или устная рефлексия, коллективное обсуждение?
11. Будет ли сюжет игры поддержан на других уроках (предметах) или все ограничится одним ярким эпизодом? Будет ли у ребенка возможность продемонстрировать полученные навыки в других условиях (другая игра, реальная практическая деятельность)?

Перед тем как предложить классу или группе учеников новую компьютерную игру на уроке, стоит проконсультироваться с психологом о ее безопасности и соответствии возрастным возможностям игроков. Хорошие игры найти непросто. Но их поиск (вместе с детьми), создание силами старшеклассников тренажеров для малышей (на отработку навыков устного счета, орфографии) с анимацией, забавными персонажами и слоганами – это уже образовательная ситуация.

Рейтинг@Mail.ru