Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

Россия–Франция: образовательный диалог

Коллеги из двух стран обсудили насущные проблемы учительской профессии

В Минобрнауки состоялась российско-французская встреча высоких представителей в области образования. Во встрече приняли участие министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко и Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в России Жан де Глиниасти, а также руководители и специалисты органов управления образованием России и Франции, международные эксперты, представители педагогического и научного сообщества двух стран.

Основная тема встречи – «Модернизация систем школьного образования России и Франции». На заседаниях «круглых столов» обсуждались самые разные проблемы – от системы подготовки детей к начальной школе и системы профессиональной ориентации школьников до внедрения педагогических инноваций и использования ИКТ в системе образования и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Одна из дискуссий была посвящена развитию профессии учителя.
Во Франции и в России разные подходы в подготовке учителей. Например, во Франции педагогов готовят в классических университетах, в России – в педагогических вузах. Повышение квалификации для французских учителей не является обязательным, в то время как российские педагоги должны проходить ее раз в пять лет.
В то же время во Франции, как и во многих других европейских государствах, учителя имеют право на годичный отпуск (с сохранением заработной платы и всех социальных гарантий), в течение которого они могут стажироваться по своему выбору не только в своей стране, но и за ее пределами.
Например, одна из участниц «круглого стола» – Кристина Эроу – использовала свой годичный отпуск для стажировки в российских школах с углубленным изучением французского языка (в Туле и в Орле).
По ее словам, развитие мобильности педагогов является залогом их успешной карьеры и профессионального роста, но с сожалением констатировала, что российские учителя пока такой возможности лишены.
В то же время система повышения квалификации в России тоже не стоит на месте. Так, профессор кафедры педагогики и психологии АПКиППРО Инесса Зарецкая рассказала о новых тенденциях в этой сфере: это дифференциация подготовки на основе индивидуальных потребностей педагогов, усиление ее практической направленности и так называемое обучение в команде – в форме обмена опытом между специалистами из разных образовательных учреждений и регионов.
Особое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей педагогов и преодолению таких негативных явлений, как авторитарный стиль работы с детьми.
Как выяснилось в ходе дискуссии, французским учителям, наоборот, не хватает этого качества, из-за чего им все труднее «держать дисциплину» в классе, противостоять агрессии со стороны учащихся и разрешать конфликтные ситуации. Не случайно с недавних пор именно этому аспекту деятельности придается особое значение в системе подготовки учителей, при этом французские специалисты убеждены, что «авторитет должен быть доброжелательным».
По словам ректора Института образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, «свобода, самоопределение, индивидуальные подходы в образовании являются для России относительно новыми понятиями, поскольку они получили легальный статус в нашей стране только в конце ХХ – начале ХХI века».
В этом смысле опыт Франции может быть чрезвычайно интересным для нашей страны.
Например, как рассказывали представители французской стороны, в их школах большое значение придается дополнительным индивидуальным занятиям с детьми, на которые отводится 2 часа в неделю сверх обязательной школьной программы. Это время педагоги используют для углубленной подготовки как одаренных учащихся, так и неуспевающих, отстающих в развитии.
Стоит добавить, что как российские, так и французские коллеги обеспокоены падением престижа учительской профессии, которая, по общему мнению, в настоящее время переживает кризис.
Обсуждение путей выхода из этой ситуации потребует еще немало времени и совместных усилий. Участники дискуссии сочли полезным состоявшийся разговор. Рекомендации «круглого стола» будут направлены в министерства образования России и Франции.

Рейтинг@Mail.ru