Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2010
Третья тетрадь
Открытый мир

Кожурина Людмила

«Золотой кодекс»: нравственные координаты профессии

История одного конкурса и ее продолжение

Образ учителя. Форма и содержание

Конкурс «Костюм для учителя», более известный как «Золотой кодекс», обращает на себя внимание не только темой: учителя пишут, по каким правилам, составленным для себя, они живут, – сама судьба этого конкурса оказалась необычной.
Во-первых, это конкурс, который Соловейчик объявил в 1996 году и до результатов которого не успел дожить (итоги были подведены в феврале 1997 года). Выходит, этика учителя – его последняя тема.
Во-вторых, кодекс победителя этого конкурса известен в учительском обиходе и сегодня. Он «выскакивает» по первому клику в интернете, висит на стенах в учительских многих школ, кочует из эссе в эссе аттестующихся учителей. Знаете же: «Учи, ибо ты учитель. Не суди, ибо ты не судья. Возлюби коллег своих, всех и всяких…» – да, это свод правил Елены Прокудиной из Тульской области, победительницы нашего «Золотого кодекса».
Тогда – по условиям конкурса – ей сшили костюм у лучшего портного Москвы. Роскошный, светлый – просто классный. И это свершилось: идеальный учительский костюм на безупречном в нравственном отношении учителе.
Главное – мы не ошиблись. Время подтвердило.

Жизнь учителя. Через времена и расстояния

Довести линию конкурса «Золотой кодекс» до наших дней – это было заманчиво. Но найти авторов писем и связаться с ними оказалось не так-то просто. Те учителя жили не в Москве, и мало кто в центральных регионах, напротив: Хакасия, Хабаровский край, Удмуртия, Якутия, Свердловская область, Челябинская – и все больше в поселках, деревнях.
Кое-какие результаты дал поиск по именам: удалось хотя бы узнать, в каком статусе пребывает ныне добрая половина авторов. Одни выросли как педагоги, другие сменили сферу деятельности. Учитель Александр Рябов из Каменки Пензенской области теперь директор школы; учитель Алексей Маслов из станицы Новопокровская Краснодарского края – известный краевед, писатель; Маргарита Зимина из Камбарки, Удмуртия, – поэт; Раиса Жабская из города Короча Белгородской области продолжает преподавать в школе.
Но самое главное – и поговорить получилось.
Александр Козолупенко из города Свобода, Башкортостан, своей радости не скрывал: какое же счастливое время было! Рассказал, что работает в той же школе, тем же учителем физики: «Просто школу понизили, была СОШ, стала ООШ, деток мало. Стоит вопрос о переводе ее в начальную, но думаю, на мой век хватит». Александр Романович встает очень рано, потому что сопровождает детей из соседней деревни на автобусе: «Вечный недосып». Недосып плюс неопределенность, плюс нехватка часов. Однако, перечитав свой кодекс, говорит: «Пожалуй, не откажусь. Хотя сейчас написал бы проще, без цитат. Сейчас я вообще думаю больше, чем тогда».
А тогда он писал так: «Не пытайся переделать ученика. Заслуга Якова Ивановича Карцева не в том, что он обучал законам физики и математики юного Пушкина, а в том, что он не пытался переделать его в Лобачевского». И так: «Учить можно и в положительном ключе, и в отрицательном. Результат, как правило, одинаков. Просто энергия отрицательного уходит в подсознание и там накапливается. Когда и с какой силой взорвется этот педагогический саркофаг?» И еще: «Вчера ТСО, сегодня ТСО – хорошая почва для взращивания глухонемых». Интересно, но не вполне в формате конкурса, на притчи похоже. И примечательно, что Александр Романович известен сегодня и как автор хокку – зайдите на стихи.ру.
Всем читателям «ПС» он пожелал бодрого настроения, здоровья и вечного любопытства.

Мысль учителя. Печали и надежды

Ничего в своем кодексе не изменила бы и Лада Сыроватко из Калининграда. Но пару заповедей захотела добавить. «Не обращай внимания на реформы и реформаторов, делай, что считаешь правильным» и «Чтобы просто остаться в школе, мало быть только педагогом – надо всегда иметь возможность уйти еще куда-то».
Сама Лада Викторовна за это время стала кандидатом наук, экспертом, методистом, консультантом (ее работы на сайте yfs.ru) – но и школу не бросила. Говорит: «Не подумайте, что в школе мне плохо. В целом хорошо. Но плохо самой школе. Там какая-то неудобоваримая мешанина «технологий» и претензий. С каким удовольствием гвоздят «знаниевый компонент» демагоги и невежды!».
Ну да, все сходится: первая заповедь в ее кодексе была: «Берегись соблазна из учителя превратиться в Учителя: всегда оставайся в учениках». Не оттого ли теперь грустно, что эта максима никогда не была популярна у большинства учителей и вышло так, как вышло: «Сейчас уходит из школы поколение моих старших коллег, тех, у кого я училась. Виртуозы, для них у меня не хватает превосходных степеней. Приходят совсем молодые. А в середине дырка, нет хороших учителей среднего возраста. А дети-то по-прежнему хорошие, милые! Многодетных семей стало больше попадаться, крепких, настоящих, – работать бы и работать».
Некому стало по-настоящему работать? Что ж, на этот случай в кодексе Лады Сыроватко есть такой пункт: «Пусть вам просто будет хорошо вместе с детьми: это единственное, что прорастет в будущее и, может быть, спасет».
И этот, последний: «Никогда не говори себе: “От меня ничего не зависит”. Это самое опасное заблуждение».

PS.

Нам всё твердят, что учитель – это практик, практик и ничего более. За него решат, придумают, напишут, а потом проконтролируют. Фактически – выбьют те нравственные опоры, которые и дают учителю право быть учителем. Но ведь примерно так было всегда.
И разве не поднимает дух эта удивительная и правдивая история?
Пишите нам, коллеги.

Рейтинг@Mail.ru