ЗАВЕРШЕНИЕ ЧТЕНИЙ
Открытый урок на сцене Дома учителя
Учителя ищут свободные места, рассаживаются, достают блокноты. Шалва Александрович сидит в глубине сцены. Приветливо, как радушный хозяин, смотрит в зал, улыбается, кивает кому-то – и каждому почему-то кажется, что именно ему. Урок еще не начался. Но обучение – точнее, облучение огромным обаянием встречающего нас человека – уже идет. Сила этого обаяния такова, что с первых же секунд мы перестаем ощущать себя зрителями, посторонними и отстраненными. И словно превращаемся в желанных гостей, полных детского предвкушения праздника.
И вот Шалва Александрович выходит на авансцену, берет в руки микрофон. Голос у него мягкий, негромкий, без напора. Голос, настраивающий на вслушивание. «Я хочу посвятить этот урок памяти Симона Львовича Соловейчика и Александра Наумовича Тубельского», – начинает он. И зал моментально затихает.
Интонации у учителя какие-то совсем не учительские. Доверительные и даже немного робкие. «Будьте милосердны. Если вдруг урок не получится, не ругайте меня. Так часто бывает. Учитель готовится, ученики стараются – а не выходит. Это неуловимо, и никто не виноват».
«Мы заранее обсуждали, какой урок я проведу сегодня, – продолжает Амонашвили. – Остановились на математике. Но я все-таки хочу, чтобы вы сами выбрали. Я предлагаю вам три варианта. Математику, мудроречие (то есть развитие речи) и сердцеведение, или философию сердца. Что вы хотите?»
Большинством голосов зал выбирает сердцеведение – предмет, которого нет в школьной программе. Пока на сцену поднимаются педагоги, решившиеся побыть в роли учеников, Шалва Александрович объясняет: «Этот урок может быть для начальных, а может и для старших классов – в зависимости от языка учителя. Но всегда он завершается неким духовным движением. Вы должны измениться за этот урок. Не просто прослушали и ушли. Согласны?»
Урок начинается с того, что Шалва Александрович просит учеников закрыть глаза. Зачем? Чтобы переключиться с внешнего на внутреннее. В течение этого часа им предстоит всмотреться в себя. А «главного глазами не увидишь». Эту фразу, с самого начала витающую в воздухе, Шалва Александрович произнесет где-то ближе к середине урока.
А пока – напутственное слово. Глаза закрыты. Только голос.
«Я вам предлагаю поразмыслить о сердце. Что оно значит в нашей жизни? Пожалуйста, мне нужна ваша помощь. Вы поможете мне, чтобы урок получился. А я помогу вам, чтобы вы познали свое сердце. И в конце мы, быть может, решимся совершить духовный подвиг: изменить себя в лучшую сторону».
Для начала Шалва Александрович зачитывает пять изречений о сердце. Все они высвечиваются на большом экране.
«Вся жизнь проходит через сердце». «Источник богатств духовных и материальных есть сердце». «Солнце всех солнц есть сердце». «Где сокровище человека, там будет и его сердце». «Добрый человек из доброго сердца выносит сокровище».
«В ходе урока мы постараемся ответить на три вопроса. Что такое сердце? Как облагородить сердце? И наконец, это не вопрос, а просьба: загляни в свое сердце. Мы вместе попытаемся прийти к какому-то выводу. Я скажу вам свой, но если вам он не понравится, вы можете остаться при своем».
Шалва Александрович просит учеников нарисовать в блокнотах их сердце, каким они его видят. Это не развлечение, напротив, еще одна возможность сосредоточиться, собрать мысли. Сейчас им предстоит отвечать. Отвечать, предупреждает Шалва Александрович, коротко, ясно, четко. «Ведь вы не только ученики, но и мудрецы. А мудрец всегда говорит кратко». Итак, что такое сердце?
«Главный орган человека», «Центр жизни», «Источник добра», «Внутренний человек», – отвечают мудрецы.
«Спасибо, – говорит учитель. – Ваши определения, конечно, прекрасны. А теперь послушайте притчу и еще раз подумайте, что такое сердце:
«Один отшельник вышел из своей пещеры. На улицах он останавливал каждого прохожего вопросом: «Имеешь сердце?» В конце концов люди не выдержали: «Почему ты так странно спрашиваешь? Ты бы спрашивал о благих началах сердца – о доброте, о любви... А ты говоришь просто: «Имеешь сердце?» Почему?»
Отшельник ответил… А теперь я – прохожий, каждый из вас – отшельник. Что он ответил?»
Ученики задумываются. Шалва Александрович не торопит. Несколько раз повторяет притчу и свой вопрос. И вот ответы созрели:
«Если у тебя нет сердца, разве ты человек?». «Чтобы ты вспомнил, что оно у тебя есть». «Чтобы ты задумался, что твое сердце может дать людям». «Сердце и есть благо».
А вот как ответил отшельник из притчи: «Лишь бы люди не забыли о сердце, остальное приложится».
«А теперь представьте, – предлагает учитель, – какой бы стала Москва, если бы все люди, живущие в ней, вспомнили, что у них есть сердце».
«Совершенной, живой, счастливой…» – перечисляют ученики.
Шалва Александрович добавляет: «А один третьеклассник как-то сказал, что она бы стала Раем…»
Новое задание. Вспомнить все обороты, где встречается слово «сердце».
И вот ученики уже составили свой маленький словарик сердца:
«Холодное сердце, каменное сердце, сердечное отношение, сердце ушло в пятки, сердцу не прикажешь, разбитое сердце, сердечный друг, сказать в сердцах, принимать близко к сердцу, бессердечный, всем сердцем, милосердие, сердобольный…»
«А еще, помните, – подхватывает Шалва Александрович, – «Зорко одно лишь сердце». А мудрецы говорят: «сердце умнее». Умнее – чего? Разума. Если только мы умеем думать сердцем. А как действует сердце? Ведь не только как мотор. В сердце живет одно чувство, без которого мы как люди пропали бы. Это совесть. Совесть – когда человек соприкасается с той вестью, которая у него в сердце. Откуда она, эта весть?»
Кто-то из учеников нерешительно произносит: «От Бога».
«Да, не надо бояться этого. От Бога, от вышнего мира. Философы называют сердце – «свыше действующий орган». Понимаете? Вот моя рука – не свыше действует. Почки, легкие – о них тоже так не скажешь. А сердце – да. И это я предлагаю вам как ответ на наш первый вопрос: что такое сердце?»
Ученики переходят к следующему вопросу: как облагородить сердце? Предлагают варианты:
«Делать добрые дела». «Учиться понимать других». «Любить». «Вникать в себя и в ту весть, которая идет свыше».
Шалва Александрович увенчивает все ответы цитатой: «Облагораживание собственного сердца – это превращение его в солнце, восход которого ждут все… Никто не в силах сделать твое сердце солнцем вместо тебя, но если ты устремишься сам, то в этом великом преобразовании тебе помогут все: и люди, и природа, и весь космос, и сам Бог».
Затем следует еще одна притча. В древности люди любили всякие соревнования. Однажды среди них оказался один старик, который сказал: «Вы соревнуетесь в мощи разных частей вашего тела. Но забыли о сердце. Соревнуйтесь в мощи сердца». Его спросили: «Как это? Что ты имеешь в виду?» И он ответил: «Соревнуйтесь в проявлении…» – чего?
Ученики завершают мысль:
«Добрых качеств, человечности, любви…»
«В проявлении великодушия, – говорит учитель. – К сожалению, люди этого не поняли и продолжают соревноваться в других вещах, часто вовсе не благородных… Но важнее всего, чтобы в сердце была любовь. Я вам сейчас прочту гимн о любви. Я его часто про себя повторяю».
И Шалва Александрович читает послание апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
И снова притча об отшельнике. Всю жизнь в пещере он молился, чтобы каждый человек узрел в своем сердце Бога. Умирая, он в последний раз произнес эту молитву. И услышал голос, отвечавший ему…
Теперь ученикам предстоит догадаться, что услышал отшельник.
«Мы решаем самый главный вопрос нашего урока», – произносит Шалва Александрович.
Одна за другой рождаются версии: «Любовь побеждает все». «Человек должен сам открыть свое сердце».
Но притча заканчивается иначе. Бог отвечает человеку: «Помог ли ты Мне, чтобы хоть с одним человеком произошло то, о чем ты всю жизнь просишь?»
«Понимаете? – комментирует учитель. – Мы сотрудники, соработники у Бога… Ну так что? Какой ваш вывод? Как облагородить сердце?»
«Любить и помочь другим этому научиться». «Служить людям».
«Да, – соглашается Шалва Александрович. – Надо ежедневно упражняться в хорошем. Давать сердцу постоянную работу. Вот этот ребенок такой тугодум, такой шалун… А я буду его любить несмотря ни на что. Конечно, злится учитель. Столько объяснял – и опять те же ошибки. Но надо быть спокойным и веселым тем не менее. У возмущенного, раздраженного учителя ничего не получится».
Третья часть урока. Ученикам предстоит заглянуть в свое сердце.
«Сердце – закрытый орган, – говорит учитель. – И я, конечно, не буду вас спрашивать при всех: «Ну-ка что у тебя на сердце?» Человек должен там хозяйничать сам. Я просто помогу вам притчами…»
«Один юноша попросил мудреца научить его управлять государством. Мудрец ответил: ”Хорошо. Но для начала назначаю тебя правителем твоего сердца. Если осилишь это царство, приходи”».
«Ученик просил Конфуция дать ему совет. Конфуций ответил: «Постись, и дам тебе совет». Ученик возразил: «Я из бедной семьи, не ем мяса, не пью вина – пощусь». «Нужен пост сердца», – сказал Конфуций». Итак, пост сердца – что это?
«Воздерживаться от зла». «Творить добро». «Не забывать о самом главном».
«Все это правильно. А вот что ответил Конфуций: «Пусть в сердце твоем будет чистота». То есть не держать в себе зло, зависть, осуждение... Попробуйте неделю продержать пост сердца. Это очень сложно. Не всегда получается. Но в этих пробах я чему-то научился... Давайте прямо сейчас подумаем и напишем на отдельных листочках, что мешает нам быть хорошими. И решительно начнем от этого освобождаться. Прямо с сегодняшнего дня. Начните с малого, чтобы победить и поверить в себя… А теперь соберем все эти гадости в пакетик. И выбросим его. Все, нет!»
Вот и конец урока. Шалва Александрович благодарит учеников, прощается с каждым за руку, потом выходит на авансцену и обращается к залу: «Эти уроки я провожу во всех классах. Дети всегда так искренне совершенствуют себя. Им явно не хватает подобных разговоров. Мы им рассказываем о высшей математике и ничего не говорим о смысле жизни. Разве это правильно? Неужели не нужны нашим детям уроки о смысле жизни? Помогите нашим детям!»
Подготовила Наталья КЛЮЧАРЕВА