ЧТЕНИЯ. ДЕНЬ ВТОРОЙ
Круглый стол «Знание и достоинство»
«Воспитание школы: проверка временем» - взгляд из 90-х в 2000-е.
«Круглый стол» был посвящен осмыслению ключевых для педагогики понятий – «знание» и «достоинство». Но по сути, он стал своеобразным мастер-классом по вовлечению аудитории в процесс мышления. «Меня до сих пор не отпускают поднятые на нашей встрече вопросы, – делилась впечатлениями одна из участниц на следующий день. – Когда возвращались с Соловейчиковских чтений, мы с коллегами продолжали обсуждать эту тему, а оказавшись дома, я открыла философский словарь, чтобы посмотреть, как в нем толкуется слово “достоинство”»… И судя по активности некоторых других участников «круглого стола», этот случай не был единичным. Хотя начало вроде бы не предвещало подобных эффектов.
Сергей Поляков начал с рассказа истории, которая в свое время произвела на него сильное впечатление. «Так получилось, что у меня дома собралась компания одноклассников. Естественно, вспомнились события школьной поры: кто, как и чему учился, что узнал в школе. И вдруг я обнаружил, что у меня об этом никаких значимых воспоминаний не осталось. Как же так?! Ведь что-то важное для моего развития в школе должно было происходить! Я задумался и вспомнил три события. Первое событие: в школе я сделал кирпич. Нашел в учебнике по естествознанию описание того, как делать кирпичи, сделал и принес кирпич в школу. Учительница у нас была замечательная, она поставила мое изделие в шкаф под стекло. И помню, что на переменах я нередко застывал перед тем самым шкафом, чтобы в очередной раз полюбоваться на творение своих рук… Следующие события произошли в старших классах. У нас была учительница литературы, которая всегда входила в класс с хмурым видом. И я помню, как однажды она вошла с тем же мрачным выражением на лице и вдруг начала замечательно читать Маяковского. Она читала стихи все 45 минут, и это помнится до сих пор. Еще у нас был учитель математики, с трудной судьбой, прошедший лагеря. Стиль его работы с нами иначе как ужасным назвать трудно. Он любил писать на наших работах «рецензии»: «Чушь!», «Бред!!», «Кошмар!!!». Но отношение к нему и пятерочников, и, что самое поразительное, двоечников было положительное»...
Каждая из этих историй перекидывала мостик от личной биографии к теме «круглого стола». Возможно, обучение знаниям и педагогическое воздействие на чувства ребенка, в частности на чувство достоинства, – два отдельных самостоятельных процесса? Или все же они как-то связаны между собой? Но как?
Перед тем как перейти к обсуждению этой проблемы, Сергей Поляков предложил участникам взять лист бумаги и написать, что такое достоинство. А потом каждый желающий получил возможность высказать свое определение:
– Это уверенность в себе.
– Уважение к себе и другим.
– Ощущение ценности собственной уникальности и уникальности других людей.
Этот этап работы со смыслами ключевых понятий очень важен. Метафорически его можно определить как взрыхление почвы для мышления, которое продолжилось на следующем шаге, когда ведущий предложил педагогам определиться относительно того, как соотносятся знание и достоинство. Многие ли из собравшихся согласны с тем, что прирост знаний ведет к укреплению у человека чувства собственного достоинства? И есть ли у кого иная точка зрения на этот вопрос?
Оказалось, что иных точек зрения в аудитории было как минимум четыре. Первая: от укрепления достоинства к росту знаний. Вторая: рост знаний приводит к умалению человеческого достоинства. Третья: знания и достоинство никак не связаны друг с другом. Четвертая (высказанная лишь одним участником): знание и достоинство взаимообусловлены, то есть между ними существует диалектическая связь.
Заметим, что задача определения собственной позиции по отношению к поставленной проблеме тоже была дана не случайно. Это позволило участникам актуализировать жизненный опыт, вспомнить какие-то события, в которых бы ярко проявилась связь знания и достоинства.
А затем ведущий попросил всех присутствующих разделиться на группы в соответствии с позицией, которая ближе той или иной части аудитории. И выработать аргументацию в защиту своей позиции. Аргументы озвучивали представители групп.
В первой группе был сделан следующий вывод: «формула “чем больше человек знает, тем больше у него уверенность в себе” верна только для определенной категории детей. А именно для тех, кто хочет быть умным, интеллектуальным, для кого знания – ценность». Вторая группа («от достоинства – к знанию») обосновала свою позицию так: «уважение к себе и к другим – это то, что рождается в эмоциональном мире человека. И по мере того, как укрепляется в нас чувство собственного достоинства, мы как бы включаем и себя, и других в сферу личных эмоциональных переживаний. Почему именно этот путь ведет к знаниям? Потому что, стремясь реализовать свое отношение к людям, человек совершает какие-то социально значимые деяния, а для этого ему требуются знания. Они необходимы и для того, чтобы человек мог развить те качества, которые он в себе ценит».
Представители других групп, обосновывая свою позицию, обращались в основном к примерам из жизненного опыта: «Каждый из нас может привести пример, когда человек обладает большими знаниями и в то же время испытывает мучительные переживания по поводу своих недостатков». «Мы знаем, что вальдорфские школы замечательно формируют достоинство, но многие выпускники этих школ не могут сдать ЕГЭ».
Если попытаться обобщить приведенные примеры и аргументы, выходит, что связь между достоинством и знанием может проявляться по-разному.
– Вроде бы большинство аргументов работает на четвертую, диалектическую позицию: достоинство и знание взаимообуславливают друг друга, – сказал Сергей Поляков. – Но когда мы действуем практически, нам надо опираться на какие-то ясные методические принципы. Например: «работая со знанием, надо учитывать мировоззрение, ценностную ориентацию ученика», «работая со знанием и уверенностью, надо понимать, что это – две разные педагогические практики», «со знанием и уверенностью следует работать с учетом того, что это взаимосвязанные вещи».
Сергей Данилович повернулся в сторону того участника, который представлял именно эту, четвертую позицию, и как бы между прочим отметил: «ваш принцип!», тем самым подчеркнув ситуацию самореализации конкретного человека (публичное выступление на педагогическом форуме – это, безусловно, акт самореализации). Таким образом Сергей Данилович фактически продемонстрировал пример работы на укрепление уверенности в себе.
– Итак, нами были приведены аргументы, которые можно положить в основание каждого из вышеназванных принципов, – продолжил Сергей Данилович. – А умеем ли мы реализовать эти принципы на практике? Кто может точно сказать, что умеет работать со знанием так, чтобы у ребенка появилась уверенность в себе? Или – с уверенностью, чтобы вследствие этого росли знания?.. Поднимите, пожалуйста, руки, кто готов рассказать о том, как это можно делать в школе.
В зале поднялось всего пять или шесть рук.
– У нас обнаружился разрыв между способностью аргументировать преимущества определенного подхода и уверенностью в том, что мы являемся его носителями, – констатировал ведущий и предложил высказаться тем, у кого подобная уверенность была.
– Учителю надо заботиться не только о том, чтобы ученики освоили конкретные учебные темы и успешно сдали ЕГЭ. Это важно, но еще важнее, что из тех вещей, которые даст ребенку школа, не забудется после сдачи экзамена, а останется с ним на всю жизнь.
– Надо чаще подбадривать, вдохновлять учеников, создавать ситуации, где бы ребята чувствовали себя комфортно. Для этого учителю необходимо развивать собственную коммуникативную компетентность…
– Возможно, путь к успешному воспитанию и обучению надо искать не столько в области методик, – завершая «круглый стол», сказал Сергей Поляков, – сколько в том, как происходит коммуникация учителя и ученика. На мой взгляд, успех Виктора Шаталова был обусловлен не только опорными конспектами и другими методическими придумками, а тем, что на его занятиях ребенок оказывался в абсолютно безопасной ситуации.
Но ведь и стиль работы Сергея Даниловича создает в его аудиториях очень комфортную и безопасную атмосферу. Наверное, сам он все же следует принципу «когда у человека растет уверенность в себе, у него усиливается желание овладевать знаниями».
Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ