ЧТЕНИЯ. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
«Размышляя о началах человека»
Опыт современного прочтения «Педагогики для всех»
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Мастер перевода». Если Вам требуются высококачественные услуги переводчика, способного заверить переведенные им документы, то больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «бюро переводов с нотариальным заверением», и тратить время на утомительный поиск достойного предложения. Воспользовавшись услугами компании «Мастер перевода», Вы получите помощь опытных профессионалов, которые в самые быстрые сроки и по низкой цене выполнят перевод любой сложности, заверенный в соответствии с текущим законодательством РФ. Узнать больше о предоставляемых услугах и скидках можно на официальном сайте компании, который располагается по адресу http://www.masterperevoda.ru/
«Педагогика для всех» задала тот больший контекст, из которого возникла потом «педагогика сотрудничества» и другие культурно-педагогические, общественные феномены той эпохи.
При этом мне кажется, что «Педагогика для всех» недооценена в смысле точности временного попадания, выхода в свет. Есть книги – публицистические, философские, – для которых очень существенно быть опубликованными именно «тогда, когда». Они – неприметные, нескандальные – на самом деле и совершают некую черновую, можно сказать, подземную работу общественных перемен, незаметных, неощутимых перемен сознания, поведения, они устанавливают новые границы допустимого и недопустимого.
«Педагогика для всех», по сути, была – и остается – в этом смысле программной книгой, книгой-на-опережение, книгой-на-будущее, книгой-перестройкой. Ее значение гораздо шире, чем попытка предложить педагогику, альтернативную официальной советской; это попытка в принципе вернуть человечность человеческим отношениям, реализованная через самый существенный узел, самый существенный пласт этих отношений – отношения между родителями и детьми.
Это работа на поколения; прочесть можно и так и так, и все будет правильно.
Соловейчик, которого, думается, социальная философия интересовала не меньше педагогики (не случайно он осмысливал социальную механику советского строя в «Последней книге» и растолковывал читателям «Первого сентября» смысл экономических перемен в начале девяностых; не случайно здесь и появление самой газеты) и который одновременно был человеком практическим, человеком дела и человеком слова, творящего некое дело, – Соловейчик нашел, отыскал ход, способ; и педагогика в этом смысле привлекла его еще и тем, что через педагогику можно было сделать то, чего не получилось бы иным путем.
Мало какой взрослый человек станет читать книгу о том, что он неправильно, неточно по духу живет; он не ощущает свою жизнь как проблематичную для себя самого. Но вот у него появляются дети, и в отношениях с детьми возникают объективные – не обойдешь – трудности; их надо как-то разрешать, а привычные, его опытом и пониманиями вызванные к жизни способы не помогают или, хуже того, усугубляют эти трудности.
Тут возникает ситуация, в которой человек потенциально готов открыться, услышать чье-то слово или совет; именно эту ситуацию, вероятно, Соловейчик увидел и оценил как рабочую, точную, значимую – и невероятно богатую возможностями.
Советское время выработало жесткую аллергию на общие слова, какими бы прекрасными они ни были; и Соловейчик, имея в виду работу на человеческие отношения вообще, на измерение человечности в них, зашел через практическую, конкретную, в каждом поколении повторяющуюся ситуацию: родители и дети.
«Рабочесть», если так можно выразиться, этой ситуации в том, что в отношениях взрослый–ребенок не могут не изменяться обе стороны; это ситуация длящихся изменений, и весь вопрос в том, каковы будут эти изменения. Если хотя бы частично привить этим изменениям педагогическую культуру, «встроить» ее в них, но не назывно, а через подробное – и не научное – рассмотрение взаимодействий и взаимоувязок внутреннего мира человека («Так получается, а так нет» – любимая фраза Соловейчика), то это будет работа на два времени – на настоящее и будущее сразу.
Почему «Педагогика для всех» актуальна сегодня?
Здесь можно было бы ответить, что хорошие книги не стареют, но интерес и важность, разумеется, не в этом.
Сегодня мы имеем общественную ситуацию, во многом сходную с ситуацией начала и середины восьмидесятых.
Мы уже рассматривали, из чего складывается педагогическое время: из поколенческих проблем, существования – либо исчезновения – общих для всех гуманитарных ценностей и направленности образовательной политики, подвигающей школу в сторону авторитарности или в сторону очеловечивания.
Если применить эту раскладку к настоящему времени, получится следующая картина.
Поколенческие проблемы здесь будут тесно увязаны с культурным, гуманитарным контекстом. Хотелось бы избежать заплачек об утрате духовности, но нельзя не сказать, что материализм, материальное отношение к жизни, приоритет материальных ценностей – главенствующая примета времени; устав от идейности, от идей, идеалов – или унаследовав эту усталость, – люди живут в среде измеримых ценностей, но такая ситуация катастрофична для воспитания, для взаимодействия с детьми.
И речь не о том, что родители стали менее обращены к детям, стали относиться к ним сугубо прагматично; люди живут так, как они живут, и способны и на тепло, и на душевное участие, и на поступок; сложность в том, что в измененной общественной атмосфере и душевное участие, и тепло, и поступок получают несколько иную «начинку»; сложность в том, что изобильная литература о том, как родителям взаимодействовать с детьми, вся отвечает на вопрос «что делать, если…», который Соловейчик считал вопросом «мимо» – педагогика не про это.
Есть, вероятно, и сердечность, и привязанность, и желание добра ребенку; однако вне безоговорочного признания главенства нематериального в жизни все это – спонтанные, эпизодические реакции, имеющие лишь частное воспитательное воздействие. «Воспитание – это укрепление духа духом», – писал Соловечик. И заканчивал: «И никакого другого воспитания нет».
Но вернемся же к общей поколенческой картине и сведем ее с положением дел в школе. Положение это, как мы все знаем, аховое. Школа становится все более несвободной – и через это все более авторитарной; авторитарные, жесткие методы, увы, в ситуации несвободы – единственно действенные.
Но все вышеперечисленное – и касательно общества, и касательно школы – только умножает проблемы воспитания, проблемы взаимодействия взрослых и детей; и без возвращения к большему видению, данному в «Педагогике для всех», мы снова и снова будем проходить по порочному кругу причин и следствий – «не учится, грубит родителям, не ищет места в жизни, ничем не интересуется, не убирает дома», – проходить, все сильнее и сильнее закручивая гайки, обращаясь к разным специалистам и консультантам, способным что-то объяснить на уровне психологии, но не учитывающих большего: что главный вопрос педагогики, как писал Соловейчик, – что за человек воспитатель? И не в смысле склонностей характера или темперамента, а именно в смысле его становления, случившегося или не случившегося, в качестве человека как духовного существа.
Отсюда – из вопроса «что за человек воспитатель?» – возникает тот заход, который Соловейчик заявляет в самом начале книги, – что она будет размышлением «о началах человека».
Это серьезный заход, философский и антропологический; когда Соловейчик пишет в предисловии о попытке найти «корень человечности», мы можем понять его неверно, потому что человечность зачастую ассоциируется с гуманностью, с сострадательностью и даже с жалостью. Но, думается, Соловейчик пишет строго о другом: о попытке отыскать источник того в нас, что определяет нас как человеческих существ – в противоположность различным, пользуясь термином Мамардашвили, «антропоидам».
Отыскать источник – и понять, каков возможный путь наших внутренних изменений, путь, при котором нам не приходилось бы сознательно переделывать себя, – такой вариант Соловейчик отвергает, он связан с самонасилием, пусть и ради чаемого блага, а блага тут не получится, – путь, на котором сами повседневные педагогические практики, практики поведения в качестве взрослого и в качестве воспитателя, ситуативно понятные и, в общем, действенные, – одновременно в длительном времени переменяли бы внутренне нас самих.
Собственно, «Педагогика для всех» и есть исследование таких практик, исследование, как возможно и чем строится человеческое – от слова «человечность» – поведение в отношениях с детьми и шире – в отношениях вообще.
Педагогика ведь и есть область отношений; и не случайно Соловейчик вводит минимум понятий, использует – тут даже можно было бы составить частотный словарь – минимум существительных; слова «дух», «человечность», «душа» и прочие высокие слова он употребляет очень аккуратно; его рабочий инструмент в книге – глаголы, то есть некие принципы действий и взаимодействий.
Итак, «размышляя о началах человека». То есть о том, какое понимание человека необходимо и существенно для педагогики; но и здесь Соловейчик берет не «человека вообще», а «человека-в-отношениях»; он – про педагогику.
В контексте темы хотелось бы сказать о том, какие из этих размышлений – размышлений «о началах» – особенно важны именно сегодня.
Соловейчик начинает книгу о воспитании с мысли: «воспитание – это научение свободе». Книгу о воспитании – с сюжета свободы. Это такой силы переворот, что он почти остается незамеченным; мало кто видит жесткую смысловую сцепку в том, что размышление о свободе – первое, первичное.
А ведь на самом деле именно здесь, в этой точке, уже фактически дан весь смысловой объем будущей «Педагогики для всех».
Мы привычно, думая о педагогике, думаем о том, кого мы хотим воспитать: ответственного, умного, сильного, доброго и т.д. А Соловейчик говорит: человека свободного. Значит, в том числе и свободного от наших мыслей и намерений, каким ему быть.
И вся вольтова дуга книги выгибается по фигуре парадокса: воспитать свободного человека – означает воспитать его в его свободе, воспитать – не воспитывая, не посягая (не случайно Соловейчик отдельно писал о принципе «не посягай» и постулировал «воспитание без воспитания»).
Мы иногда думаем, что «воспитание без воспитания» – это такое незаметное воспитание, в котором педагогические намерения воспитателя скрыты от воспитуемого, а педагогические ходы происходят как бы исподволь, вроде бы естественным течением вещей. Но Соловейчик говорит о другом: о том, что вышеописанное – тонкое педагогическое шулерство, а действительное воспитание не содержит в себе намерения воспитывать.
В высоком измерении жизнь человека есть утверждение – всей этой жизнью – правды, добра и справедливости; Августин называл Бога «жизнью жизни», то есть подчеркивал, что внутри обычного существования есть еще какое-то, как бы тавтологическое, но оно-то и есть самое существенное; и если мы берем эту формулу – «жизнь жизни», то мы видим, что мы далеко не всегда в полном смысле слова живем, в полном смысле слова живы; так вот – ровно настолько, насколько мы, по Августину, живы – ровно настолько мы и есть настоящие воспитатели; тогда каждое наше слово или действие лишь частью принадлежат нам, а частью – тем высоким идеалам, чьим претворением они служат; и уже не мы воспитываем – воспитывают те высокие, условно скажем, сущности, явления, которые через нас сходят в жизнь.
Только так и разрешается парадокс воспитания свободы: через наше собственное, в нашей жизни данное служение свободе, добру, справедливости; через наше собственное усилие бытия, которое и есть единственное на самом деле средство воспитания. Это, может быть, интуитивно чувствуют те, кто говорит, что воспитывать надо на собственном примере, только они не до конца понимают природу и труд этого примера.
Вот, наверное, те вещи, которые хотелось бы сказать – бегло, кратко – о «Педагогике для всех». Все остальное скажет она сама; перечтите ее, если уже читали; прочитайте, если еще не встречались; эта книга – действительно для всех, и каждому найдется в ней место, понимание, слово.
Спасибо!