От редакции
Педагогике необходимы
не только учителя-практики, создатели методик воспитания и обучения, но в первую очередь – педагогические мыслители. Те, кто создает философский, гуманитарный, больший контекст, задает понимание человека,
на котором строятся методики, системы, авторские школы.
В сопоставленности эпохе сменяют друг друга те или иные (введем условный термин) педагогические времена, которые различаются
не просто последовательностью,
но педагогической проблематикой. Она возникает
из проблем поколения –
и поколения родителей,
и поколения детей,
из общего духа времени,
в котором предъявлены или, наоборот, исчезают общие
для людей гуманитарные ценности, а также из политики образования, определенным образом – в сторону гуманизации
или в сторону авторитарности – выстраивающей отношения
в школе, создающей ее, школы, узнаваемую, ощутимую интеллектуальную и духовную атмосферу.
И очень важно, чтобы в каждом «педагогическом времени» был тот человек, который взял бы
на себя труд увидеть, описать
его проблематику. Описать через всем знакомые, на слуху находящиеся факты, примеры;
но параллельно расположить эти факты на некой, условно скажем, картине звездного неба, начерченной большей, старшей педагогикой – вневременной.
Интересно, что когда читаешь педагогических мыслителей разных эпох, в их текстах довольно четко можно отделить то,
что опосредовано эпохой, от того, что безусловно, в чем Монтень сходится с Сухомлинским,
а Коменский – с Френе.
И речь не просто
о некой обладающей серьезным культурным авторитетом традиции педагогической мысли,
на которую «нанизываются» писания разных людей, –
речь об автономной точности мышления.
Таким мыслителем – автономно точным – и был Соловейчик.