ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ
На всякий случай...
Помочь преодолению «барьеров» в общении могут коллективные игры с группой сверстников. Навыки продуктивного, активного, доброжелательного общения ребенок может получить только в ходе самого общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной игровой обстановке.
Детский психолог-методолог Любовь Савва предлагает ряд увлекательных для ребят и вместе с тем простых игр-тренингов, которые можно с успехом провести как в классе, так и на прогулке или в летнем лагере.
Игра-знакомство-1. Хотя ребята в классе как будто бы уже хорошо знают друг друга, но эта игра оказывается интересной и важной для всех участников. Играющие садятся в круг. Опыт показывает, что для более непринужденной и доверительной обстановки лучше садиться «на пол», «на землю» – на ковер, на траву, на циновку. Условия простые и сложные одновременно. Каждый из играющих должен рассказать о себе ровно в четырех словах. Первое слово «Я» – его обязательно нужно произнести, а затем три слова для характеристики. Ведущий предварительно объясняет, какие это могут быть слова. Например: «Я – хочу стать смелым», «Я – добрый, ласковый, заботливый», «Я – верный, хороший друг», «Я – несобранный, но исправляюсь».
Игра-знакомство-2. Это видоизменение хорошо известной игры, когда все участники называют по очереди свое имя. Особенность в том, что на этот раз игрокам не обязательно называть свое настоящее имя. То есть можно назвать и настоящее, но можно также представиться любым другим именем или словом. Как захочется! Смысл видоизменения состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я», сбросить стереотипы, стать для окружающих и для самого себя «новым», таким, каким хочется быть. Дети часто выбирают имя лучшего друга, киногероя, название животного, которое бывает глубоко символичным. В диагностическом смысле выбор не своего имени – признак существующих у ребенка затруднений. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации – на кого ребенок хочет быть похож. Можно договориться, что во время продолжения игр ребенок будет выступать под тем именем, которое назвал при «знакомстве».
«Покажи чувство». Игроки разбиваются на пары или на тройки. А потом по очереди изображают лицом и телодвижениями, но не словами, те чувства, которые называют другие члены микрогруппы: радость, гнев, удивление, испуг, сомнение, ликование... Ведущий при этом наблюдает, а сколько вообще чувств знают, могут назвать и изобразить маленькие игроки. И каких чувств они знают больше – положительных или отрицательных?
«Счастливая корзинка». Участники разбиваются на группы по пять человек. В качестве реквизита потребуются корзинки (или яркие мешочки, пакеты, конверты), листочки бумаги и цветные карандаши. Один из игроков в каждой группе берет корзинку и выходит на минутку из класса (или просто отходит в сторону). За эту минуту остальные игроки в его группе должны написать «записочку», в которой будет одно-два-три слова, но такие, которые характеризовали бы отошедшего игрока с положительной стороны: «смелый», «верный», «нарядный», «всегда поможет», «много знает» и так далее. Ушедший возвращается и собирает в корзинку добрые мнения о себе. Потом следующий и так каждый по очереди.