Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2010
Третья тетрадь
Детный мир

РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ


Мы сделали сыну пирсинг. Учительница против...

«Посоветуйте: как с ней поговорить?»

Учебный год набирает силу, и на родительских интернет-форумах растет посещаемость. Опять проблемы с детьми! Как будто вне школы, на глазах у родителей все с детьми ладно, а как только появляются внешние требования к ребенку, так начинается…
«Это мой ребенок, и будет, как я хочу!» – раздается типичный возглас современной мамы. Пусть даже ребенку уже минуло 12 лет и его психофизиологическое развитие протекает по иным, нежели «мамин хвостик», направлениям, все равно: «Я знаю, что для него лучше».
В том числе – как ему выглядеть, что носить. Ребенка «оформляют» в соответствии с собственным разумением о моде и красоте,
как будто он манекен. Любопытно, что ни в описании ситуаций, ни в комментариях других родителей простая мысль «спросите у ребенка» почти не возникает. Объект – он и есть объект…

Письмо

…Ситуация следующая: мои трое мужчин (муж и сыновья) носят одинаковую прическу: виски подстрижены, на голове «шапочка», которая на затылке треугольником сходится в небольшой хвост, тонкий, не более 2 см. Так вот учительница сказала: хвост отрезать. Причем сказала это ребенку, а не мне. Как бы решить этот вопрос, не трогая голову ребенка? Прическа опрятная, стильная, просто немного выделяется на общем фоне.
…Ребенок, 13 лет, мы сделали пирсинг. Ухо прокололи. Небольшую подковку поставили. Совершенно в глаза не бросается. Со школьной формой (черный костюм) вполне прилично смотрится. Но вот пристала учительница. Снять – и все. А характер у сына непростой, он не совсем уверен в себе. Мы и решились имидж поднять. Целый год шли к этому решению. Хочу поговорить с учителем. Посоветуйте, пожалуйста, какие аргументы привести?

Комментарии

– Это разве мешает? Учится нормально, одет прилично. У школы нет оснований запрещать, вы не в кадетском корпусе.
– Отстаивайте права ребенка. В отношениях с вами учитель должен понимать, что вы не та мама, которая пойдет у них на поводу, лишь бы не связываться. Говорите, что это ваш ребенок и ваш выбор. А то с таких вот пустяков и начинается беспредел.
– Надо говорить, что ребенок в 12 лет уже вполне взрослый и его выбор надо учитывать и уважать. Не их дело – цвет трусов, фасон маечки, ирокезы, татуировка, выбритый затылок, зеленые ногти… (нужное подчеркнуть).
– Требуйте устав школы. Либо украшения в школе запрещены для всех (и для мальчиков, и для девочек), либо сережка в ухе мальчика ничем не отличается от такой же у девочки. Еще ход: пусть изложат свои претензии на бумаге. И распишутся. Вот увидите, не станут.
– На жизненном пути ребенка эта учительница еще попадется не раз: в образе преподавателя в институте, кадровички, начальника на работе... и что, каждый раз давить, прессовать, бежать за уставом? Ох-ох! Ну и родители! В суд на учителя подайте, чего уж мелочиться!
– У учительницы есть какая-то внутренняя аргументация. Ну, допустим, таково ее понимание уважительного отношения к школе. Допустим, она просто консерватор. Надо ее внимательно выслушать. А потом привести свои аргументы. Если, конечно, цель – разрешить проблему, а не поставить «училку» на место. Устав и прочие жесткие меры – это последние шаги, а не первые.
– Я вспоминаю свою школу, как наша классная взяла ножницы и отстригла мальчику – класс, наверное, 10-й был – половину хвостика прямо на уроке. А наш директор (мужчина) накрашенных старшеклассниц отправлял умываться. У тех, кто приходил в школу с кольцами, эти кольца отбирал и складывал в коробочку в своем кабинете. Не знаю, отдавал ли он их родителям потом, или так они и лежат в коробочке до сих пор. Страшно даже подумать, какая судьба ждала бы в нашей школе мальчика с проколотым ухом.
– Какое унижение – менять свой образ только потому, что кто-то к тебе равнодушный этого захотел. И ведь сейчас за вашим поведением в этой ситуации внимательно наблюдает ваш ребенок! Ваша твердая позиция – урок в умении продвигать свою линию.
– Никакого унижения. Дети не на прогулку идут, а в школу. Даже если требования учителя – просто необъяснимая упертость, их следует выполнять. В противном случае полноценно учиться ребенок не сможет. Ведь он не уважает учителя!
– Если вам эта школа так важна, зачем разрешаете детям неформальный поступок? Чтобы отстоять свое желание? Лучше бы объяснили, что наши желания, пусть и, казалось бы, безобидные, как внешний вид, не всегда уместно воплощать в жизнь. Правила есть правила. Ведь им в будущем на работу ходить!
– Самовыражение тут ни при чем. Надо бы научить детей, что одежда – не то, через что самовыражаются. Подсказать другие способы. И что есть одежда (аксессуары, обувь), которую можно носить только в компании друзей, есть же одежда, которая предназначена для школы. Если ребенок различает, куда какую одежду надевают, не возникает претензий и конфликтов.

Комментарий эксперта: «Не родители, а сам подросток должен создавать свой образ»

Часто родителям представляется, что они своим 12–15-летним детям менеджеры и вправе решать все их вопросы, в том числе –
как причесываться и что носить. И уж если допускают экстравагантность в вопросах стиля, только на свой вкус. Из-за этого
у детей возникает множество проблем. Дело в том, что подростковый возраст  – время, отпущенное человеку для того, чтобы он начал заниматься жизнетворчеством, чтобы испытал бодрящее ощущение оттого, что создает себя сам.

Пришла пора

Пропустить момент, когда подростка начинает волновать он сам в своем физическом и духовном воплощении, невозможно, потому что от их «тонких рефлексий» сразу дух захватывает: «Я урод… Никто меня не любит… Мне все не идет…» – чего только не навоображают о себе. Одна девочка очень быстро растет и страшно боится, что в конце концов станет слишком высокой. А мальчик, который страдает из-за формы носа, услышав от кого-то, что «нос растет у человека всю жизнь», ужаснулся: я буду наподобие Карлика-носа Вильгельма Гауфа.
И за всем этим – притязания на признание.
Конечно, идет интенсивная духовная работа в отношении определения себя. Появляется стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за мировоззрение – начинают работать сразу все звенья самосознания. Ну а на поверхности – озабоченность своей внешностью. Волнует тело, лицо. Это предметы постоянного исследования. И то попытки подражать кому-то, то поиск своей особости. То подвиги физического самосовершенствования, а то полное отрицание себя – до ненависти.
Есть «хорошие» части тела, есть «плохие» – секретные даже для себя, стыдные. Как досадно, что нет совершенства. Тут собственные физические ощущения – там социальные ожидания. Как же все сложно!
Отсюда постоянное раздражение. Родители могут услышать: «Не лезь ко мне, не прикасайся». Отсюда же и напряженность: одни горбятся, шаркают ногами, другие могут быть резкими или «развинченными» в выражении чувств, третьи могут выработать привычку всегда смотреть мимо, тусклым взглядом, как бы демонстрируя свою незаинтересованность и независимость. Потому что это непростой труд – принять себя таким, как есть, несмотря на превосходящих сверстников и на образчики совершенства из телевизора.
СМИ и кинематограф, конечно, играют тут злую шутку: натаскивают на красивые лица, и «просто люди» уже не удовлетворяют завышенным требованиям: «Там руководитель просто ужасная, старая, лет 40, шла бы на пенсию» – так подросток объясняет свое нежелание ходить в кружок. Ему, видишь ли, подавай Оксану Федорову!

Постарайтесь избежать подмены

На фоне этого факт: именно родители покупают ребенку одежду и ведут к парикмахеру. У него очень мало шансов убедить родителей доверить самому покупать вещи, а то и просто взять с собой в магазин. Ведь стоит детям предоставить самостоятельность, результат может быть самым неожиданным. Девочка проигнорирует «очаровательное платьице» и купит «ни на что не похожие» джинсы. А «платьице» станет причиной горьких слез: никто, никто таких не носит.
То же с прической: стричь волосы, не стричь, как стричь – это кому виднее?
А «восхитительный дизайн» их школьных аксессуаров: пеналов, рюкзаков, сумок, кепок – чья это юрисдикция?
Многие родители не готовы выкладывать деньги на приобретение предметов, которые им не по душе, но для ребенка желанны. Иные, напротив, во всем идут на поводу, лишь бы чадо не скандалило. Но типичная позиция – «Я прививаю ему (ей) вкус».
Эта позиция тоже небесспорна: самореализуетесь вы, а не ваш ребенок. А он-то как раз нуждается в стилистической автономности от взрослых. Правда, взрослым это труднее всего понять.
Бытует мнение, что внутренние проблемы внешнего вида может решить обязательная школьная форма. Тогда, мол, «все равны как на подбор», хотя бы и у каждой школы был свой цвет и свой набор утвержденных предметов одежды. А идеально – форма юнисекс: джемпер и брюки, рубашки «поло».
Увы-увы. Потребности возраста в асфальт (в школьную форму) не закатаешь. Вот девочка по окончании строгой школы порезала свою форму на ленты – ритуально, с огромным наслаждением. И выбросила. Теперь она ходит в университет, но каждое утро хватается за голову: что надеть? Ни подобрать, ни выбрать одежду для учебы самостоятельно она не в силах. Проблема у юноши: мама всегда следила за его внешним видом, теперь он уехал учиться в другой город и выглядит запущенным и растрепанным.
Конечно, близкие обязаны обеспечить подростку приятие и поддержку. Но при всей нашей заботе, любви и понимании каждый отрок сможет по-настоящему найти себя только сам.

Владимир КАЗАНЦЕВ,
кандидат психологических наук

1. Размышляя над описанными ситуациями, мы понимаем: всему свое время и место; у каждого своя роль. Не вы, а ваш ребенок-подросток должен работать над собой, осознавать себя как личность, создавать свой образ. Сейчас, а не «когда будет постарше». Сам, как ни трудно. Возможно – в конфликте, в противостоянии «сильным мира сего».
2. Изречение «что наверху, то и внизу» справедливо и для данной ситуации. То есть появление у подростка повышенной требовательности к своему внешнему виду знаменует и начало глубокой внутренней работы над собой. Не менее, а может быть, еще более напряженной. Причем исход борьбы за автономию и осмысленную наполненность собственной внутренней жизни имеет решающее значение для всей дальнейшей жизни человека.

Рейтинг@Mail.ru