ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Чтобы школьные анкеты заполнялись не для галочки
Если опрос будет проведен грамотно, он может стать рабочим инструментом для решения и педагогических, и образовательных задач
В начале года многие педагоги проводят различные опросы
в классах. Профориентация, качество питания, увлечения
и интересы, образовательные запросы, здоровый образ жизни…
Как получить достоверную информацию и как использовать ее?
Подводные камни
Прежде всего договоримся: анкета – не тест, не детектор истины. И к результатам ее нельзя относиться слишком серьезно. Это всего лишь повод для размышлений. А размышления иногда помогают принять решение.
Ребята, как правило, с удовольствием отвечают на вопросы. И потому что сам жанр популярен, и потому что им приятно, когда взрослые интересуются их мнением. Кроме того, заполнение анкеты не требует больших усилий.
Однако за кажущейся простотой и легкостью проведения опроса кроется немало «подводных камней». Кому задавать вопросы? О чем можно и о чем бесполезно спрашивать? Как обработать полученные результаты, оценить их точность? Какие выводы сделать?..
Все начинается с задачи: на какой именно главный вопрос требуется получить ответ? Какую проблему мы решаем? Нужно ли нам в классе (школе) самоуправление и в чем будет роль избранного совета? С какими трудностями сталкиваются ученики при выполнении домашнего задания? Насколько доброжелательна и безопасна атмосфера в коллективе? Именно под главную проблему разрабатывается анкета.
Вопросы нужно задавать тем, чье мнение действительно значимо для нас. Следовательно, до проведения опроса необходимо выявить эту группу. Далеко не всегда это класс.
Конечно, важно придумать, как «добраться» до интересующих нас людей, как убедить их принять участие в опросе. Например, нарисовать яркие плакаты с объяснением целей исследования, включить бодрую музыку, положить на видном месте бланки, поставить красивый ящик для заполненных анкет, установить дежурство на переменах, выдавать маленькие призы за исполненную миссию (шарики-календарики, леденцы).
Очевидно, что учителям в одиночку с таким грандиозным делом не справиться. Ученики охотно помогут педагогам не только в организации анкетирования, но и в составлении вопросов. Особенно если объяснить им, как это делается.
Вводная часть
Анкета начинается не с вопросов, а с вежливого, уважительного, мотивирующего обращения к тому, кто должен потрудиться над ее заполнением. И здесь мало написать: «дорогой друг», «пожалуйста», «нам важно твое мнение». Вам – важно, а мне зачем водить ручкой по бумаге? Можно, конечно, организовать массово-принудительное мероприятие. Но нельзя заставить человека обдумать ответ осознанно, а не механически поставить галочку. Мотивирует ученика (и педагога) в первую очередь понимание цели и социальной значимости исследования, ощущение, что от твоих ответов зависит общее благополучие. Именно про это следует писать во вступлении, коротко, но ясно. А также о том, кто проводит анкетирование, как будут представлены сообществу результаты.
Поскольку часть полученных сведений может носить личный характер, полезно подчеркнуть гарантии анонимности (или оговорить право не указывать имя, заполнив только часть так называемой «паспортички»).
Паспортичка – это самая необходимая информация о респонденте: класс (преподаваемый предмет, если речь идет об учителе; профессия, если обращаемся к родителям), пол, сколько лет учишься (работаешь) в этой школе… Анкета, полученная от человека неизвестного возраста и пола, не может считаться достоверной.
Завершает вводную часть инструкция по заполнению. В ней должно быть четко оговорено, как именно отвечать на вопросы: ставить галочки или крестики (абстрактное «выделите» – непонятно, «подчеркните» – будет много грязи), что можно пропускать, что нельзя, кому отдавать (куда положить) заполненный лист.
Вопросы?
Теперь можно переходить к главному – вопросам. Их не должно быть много, максимум семь-восемь. От того, как сформулирован вопрос, во многом зависит качество и суть ответа на него. Составители должны постараться найти общий язык с респондентами. Все слова в анкете должны быть понятны ученикам, не вызывать сомнений и разночтений («Честолюбивый. Я думал, это значит аккуратный»).
Формулировка вопроса должна быть беспристрастной, не демонстрировать личное отношение составителя. Конечно, если нам нужна достоверная информация. Лучше не спрашивать человека о том, чего бы он не хотел (не сделал) или мог бы сделать. Людям не хочется думать о том, чего не было, рассуждать о гипотетических ситуациях.
Существует несколько типов формулировок. Вопросы бывают «открытыми» (ответ – маленькое сочинение) и «закрытыми» (выбор одного из предложенных вариантов – просто ставим галочку в нужном месте). Открытые вопросы дают больше информации, но не всякий будет подробно отвечать на них. Да и обрабатывать анкеты с открытыми вопросами сложнее (только на расшифровку почерков уйдут часы).
Компромиссный вариант – полузакрытые вопросы, когда, помимо готовых вариантов, дается возможность сформулировать свой ответ (обычно пишут «другое» и оставляют свободные строчки). Еще одна возможность – предложить закончить фразу. Например: «Домашние задания делают люди, которые…» Сразу проясняются реальные мотивы и позиции учеников.
Бывают еще «шкалирующие» вопросы: предлагается пронумеровать слова из списка по степени важности или другому критерию. Например: «От чего зависит, какое домашнее задание вы выполните в первую очередь? Оцените по 10-балльной шкале важность критериев, которые влияют на ваш выбор. 1 – означает самый важный, а 10 – самый несущественный».
Какой тип вопроса предпочесть? А что мы хотим получить в итоге? Если количественный результат (проценты, преобладающие тенденции), ограничимся закрытыми формулировками. Если качественный (новые идеи, личная позиция) — открытыми. Если же нужно сделать заключение о разбросе мнений, прибегнем к шкалирующим вопросам.
Иногда вопрос невозможно задать напрямую. Это бывает, когда мы касаемся личностно значимых тем, как говорят психологи, сенситивных. Или когда человек предполагает, что его мнение расходится с общепринятыми суждениями. Тогда он не готов говорить открыто, даже на условиях анонимности. Он порой даже себе не признается. Значит, переведем вопрос из личной формы в безличную.
Вопросы в анкете располагаются не случайным образом, а в определенном порядке: от частного к общему, чтобы участники опроса могли прояснить собственную позицию по мере заполнения бланка, выполнить задачу более осознанно. Логично сначала спрашивать детей об отдельных моментах школьной жизни и лишь затем предлагать оценить в целом, насколько она удовлетворяет респондентов с точки зрения безопасности, доброжелательности, насыщенности. Первые вопросы – полегче (про события, факты, мотивы), в финале – самый главный и трудный.
При этом смысловые «блоки» анкеты должны быть примерно одинакового объема. Если мы большинство вопросов посвятим учебной ситуации и лишь под конец спросим об эмоциональном состоянии ребенка, мы сразу дадим понять, что первое для нас гораздо важнее, и тем самым повлияем на достоверность ответов.
Ответ!
Составить варианты ответов на закрытые вопросы нужно так, чтобы они «не перекрывали» друг друга. Например: «Как часто ты читаешь художественную литературу: каждый день/2–3 раза в неделю/2–3 раза в месяц/реже?» Расплывчатые формулировки («часто», «редко») неинформативны. Совпадают ли наше и детское представления о том, что такое «редко»?
В список ответов можно включить юмористические варианты – помогает установить контакт с аудиторией. Плюс, если требуется, где-нибудь в середине, чтобы не бросались в глаза, парочка «детекторов», очевидно абсурдных ответов. Их задача — исключить из рассмотрения ответы, данные по принципу «Напишу что-нибудь, лишь бы отвязались».
Внешняя привлекательность
Анкета должна выглядеть привлекательной и понятной: вопрос печатаем одним шрифтом, варианты ответа – другим (и лучше в столбик, а не в строчку, чтобы ребята случайно не пропустили нужный), введение, инструкцию по заполнению – третьим. Не стоит предлагать заполнить таблицу. Она, конечно, нагляднее, но дети не любят вписывать слова в клеточки, путаются, ошибаются. Размер шрифта, интервалы, пространство для ответа должны быть достаточно большими. Поскольку хочется сделать анкету компактной, на одной страничке, то приходится экономить – но лучше на количестве вопросов, лаконичности формулировок, а не размере букв.
Обратная связь
Анкетирование может помочь собрать информацию, понять ситуацию в коллективе. Все это в большей степени важно для учителя. Он вдруг обнаружит, что его, такого вежливого и деликатного, ребята воспринимают как авторитарного руководителя. Или поймет, что периодическое невыполнение домашних заданий связано не только с детской ленью и разгильдяйством, но и с количеством заданного, с тем, видят ли ученики связь между домашними трудами и школьными успехами.
На основании результатов анкетирования можно сформировать рабочие группы. Это уже интересно некоторым детям. Но особое значение опрос, касающийся школьной (классной) жизни, взаимоотношений, ценностей, увлечений, приобретает, если участники знакомятся с его итогами.
Повесить на стенде диаграмму, таблицу, график. Никаких имен, конечно, только ситуация в целом. Или текст, описывающий результаты качественно («большинство», «меньшая часть», «отдельные ученики»). Без всякой личной оценки, беспристрастно.
У всех заинтересованных граждан появляется шанс увидеть свою позицию в общем поле, узнать, сколько у тебя единомышленников, каков разброс мнений в коллективе. Кто-то подтверждает свои ожидания, кто-то искренне удивлен. Самое время договориться, будем ли мы продолжать начатое или поменяем стратегию.
Можно, проведя исследование, познакомить участников с «правильными ответами». К примеру, те, кто выбрал вариант 1-А, 2-В и 3-С, не любят принимать самостоятельных решений, нуждаются в руководстве. Другие варианты – другие характеристики. Естественно, кто что выбрал, не оглашается. Кто-то про себя возмутится: «Неужели я такой несамостоятельный? Не может быть!» Возникнет желание поспорить, доказать, задуматься, в конце концов.
Некоторые опросы интересно повторить через полгода-год. Сравнить полученные результаты, увидеть динамику. К примеру, в сентябре 40% учеников чувствовали себя в школе тревожно, незащищенно. В феврале их стало больше или меньше? С чем связаны изменения?
Впрочем, каковы бы ни были результаты анкетирования, не стоит воспринимать их как приговор, скорее, как интересную гипотезу, нуждающуюся в подтверждении или опровержении.