Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

КОМУ ОТДАТЬ КРАСНУЮ РУЧКУ?


Куценко Елена

Электронный дневник: преимущества, которые оборачиваются недостатками

Сейчас очень модными стали электронные дневники, и о каждой текущей отметке родители могут узнавать он-лайн.
Преимущество этой мгновенной информации на первый взгляд очевидно: взрослые контролируют ребенка гораздо более плотно, чем в эпоху бумажных дневников, которые можно было «терять», «забывать» или корректировать ситуацию, просто вырывая предательскую страницу. И все нормальные дети пользовались этими нехитрыми приемами самозащиты от взрослых. В том числе и те, кто учился вполне прилично.
Беда в том, что этот довод лежит на поверхности. И велик соблазн считать его единственным, не заглядывая глубже. Но ведь именно там, в деталях, в неоднозначных трактовках ситуаций, и кроются обычно факторы, которые принято учитывать в педагогике.
Например, как повлияет тотальный контроль на чувство ответственности ученика? Одно дело, когда ребенок, схлопотавший двойку, сразу же получает заслуженный (несомненно!) нагоняй. И ровно в эту минуту двойка становится родительской проблемой: они о ней знают, а ребенок за свою провинность уже «расплатился». Значит, нет у него никаких стимулов исправлять ситуацию и вытягивать четвертную отметку до чего-то приличного. Кроме, опять же, родительского прессинга. Все, механизм давление-безответственность запущен. И дальше возможна только его эскалация. Замкнутый круг, вернее, суживающаяся спираль. Ведь родительские понукания потребуются все чаще и чаще.
Другое дело, когда досадную двойку или тройку удалось скрыть от родителей. Зачем волновать их раньше времени и наживать неприятности? Тут уж простое чувство самосохранения заставляет исправить, пересдать, чтобы к концу четверти все было шито-крыто.
Если кого-то коробит такая приземленная изнанка мотивации, можно сформулировать более солидно: развивая в ребенке чувство ответственности, нужно предоставлять для этого пространство. Пусть в жизни школьника будут более или менее протяженные периоды времени, когда он сам будет следить за своей успеваемостью. А уж длительность этих отрезков можно варьировать. И обязательно обсуждать с ребенком.
Пошаговый же контроль пробуждает лишь рабскую психологию. Не говоря уже о том, что круглосуточное нахождение «под колпаком» очень дискомфортно. Недаром учителя дорогих частных школ, где в классе сидят по пять человек, отмечают, что дети устают от того, что каждый из них постоянно находится под прицелом учительского внимания.
Не стоит, наверное, даже из самых лучших побуждений лишать наших детей личного пространства.

Рейтинг@Mail.ru