Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

КОМУ ОТДАТЬ КРАСНУЮ РУЧКУ?


Черных Марина

Год начался. Первые отметки уже выставлены...

Отменить оценивание совсем не в нашей власти. Но можно сделать так, чтобы оно работало не на контроль, а на развитие ученика

О проблемах и способах оценивания ученических знаний принято вспоминать ближе к концу четверти. А в сентябре, когда подзабыты тяготы школьных забот, невольно хочется отложить эти мысли на потом. Но «потом» наступает неожиданно быстро, отметки у многих оказываются хуже, чем они рассчитывали, и мы с досадой вспоминаем, что ровно год назад давали себе слово в следующем учебном году уже в сентябре очень подробно обсудить с учениками и их родителями, когда, как, за что и по каким критериям будут оцениваться результаты учебы.

Чтобы видеть перспективу

Перечислять недостатки существующей пятибалльной системы оценивания не имеет смысла. Они очевидны. Недаром отдельные школы вводят безотметочное обучение хотя бы до середины средней школы, практикуют качественное оценивание. Но отменить ее совсем не в нашей власти. Значит, можно попробовать приспособить к своим целям и сделать хоть минимально осмысленной.
Поскольку отметки рано или поздно будут выставляться ученикам, то логично с ними в первую очередь обсуждать критерии и условия оценивания. Или уж в крайнем случае, если учитель боится, что не сможет удержать обсуждение в адекватных рамках, он может очень подробно все продумать заранее и сообщить эту информацию родителям и ребятам. Ведь это естественно – договариваться о том, что мы будем считать качественным результатом, до того как приступили к работе. А не перед самым ее окончанием. Психологи утверждают, что это очень способствует нормальному рабочему настрою. И значительно сокращает количество конфликтов в конце четверти – добавят опытные учителя.

Дать шанс каждому

Требования программы и стандарты выставления отметок известны. Это та самая официальная часть, с которой мы волей-неволей должны считаться. Например, все должны понимать, что если в годовом диктанте ученик делает больше шести грубых ошибок, то получает не больше двойки.
Но остановиться на изложении этой информации означает, что для тех, кому никак не дается грамматика, учебный год можно считать законченным уже сегодня. Поэтому просто необходимо продумать систему разных заданий и самостоятельных работ, которые позволят «разбавить» эту почти неминуемую двойку в течение каждой четверти. Разумеется, чем разно­образнее будет палитра возможностей, тем лучше. И ребята должны узнать о них заранее, чтобы планировать распределение своих сил в рамках учебного предмета.

Поставь себе отметку сам

Поскольку в этой части работы нас никто не регламентирует, можно наконец-то руководствоваться здравым смыслом и учитывать особенности именно этого класса. Например, если академическая успешность многих учеников невысока, то можно договариваться о том, что сокращение количества ошибок по сравнению с предыдущей контрольной уже будет оцениваться положительно. В классе, где много «молчунов», можно ввести дополнительную отметку за устное выступление. От группы, к примеру, которое группа же и будет оценивать.
Кстати, делегирование права оценивания ничуть не вредит авторитету учителя. Наоборот, это действенная мера против обид на «необъективность» педагога. Еще более сильный в этом смысле прием: «Поставь себе отметку сам». Разумеется, его не следует превращать в провокацию. Например, если ученик не сделал домашнее задание, такая фраза прозвучит издевательски.
А вот если он очевидно готовился и показал высокий для себя результат, предложение учителя будет воспринято с благодарностью. Иногда дети даже занижают себе отметку. На этот случай (как и на случай неоправданно высокой самооценки) можно договориться, что учитель тоже имеет право предложить свой вариант. При несовпадении мнений выбирается более высокий балл или если расхождение велико, то среднее арифметическое.

По индивидуальным критериям

Для того чтобы само- или взаимооценивание не превращалось в простое выкрикивание первой попавшейся цифры от двух до пяти, уже с самого начала полезно спрашивать каждый раз: почему? Пусть на первых порах ответы будут неуклюжими и довольно бессодержательными. Если учитель при этом каждый раз сам комментирует, по каким критериям оценивал работу, этот принцип постепенно войдет в обиход класса.
Ребята, которые привыкли к такому положению вещей, став постарше, даже начинают изобретать все новые правила оценивания. Особенно если работа носит индивидуальный, творческий характер. Бывает, что автор реферата, например, сам предлагает критерии. Иногда тот, кто чувствует себя очень уверенно, может предложить одноклассникам назвать, за что они будут снижать или повышать балл его выступления. И тут уж они не упустят возможности припомнить все его слабые места вплоть до громкости и выразительности речи. Но поскольку сам напросился и критерии оглашаются заранее, выступающему приходится следить именно за тем, что обычно ему не слишком удается. Впрочем, аудитория особенно и не вредничает. Такой жест – оценивайте что считаете нужным – внушает уважение.

Повод поговорить о результате

Отметка даже в самом одиозном своем пятибалльном виде может быть педагогическим инструментом. И лучше бы не превращать ее в дубинку или средство шантажа, сведения счетов, приманку.
Вообще-то это измеритель полученного учебного результата. Первичен здесь именно результат. Поэтому не стоит упускать ни малейшей возможности качественного анализа работы: чего хотел добиться? Насколько это удалось? Есть ли продвижение по сравнению с прошлым шагом? Можно давать возможность исправить ошибки еще до оценивания, например, отмечая карандашом фрагменты решения или строчки в тексте, где допущены ошибки. Пусть ребенок поищет и исправит их сам. И только после этого выставлять отметку. Иначе она безнадежно отчуждается от результата. Заглянул в тетрадь: четверка. Ну и хорошо, если опасался тройки. А за что – какая разница…

Общественный договор

Сами учителя очень не любят, когда их работу оценивают посторонние. Некоторые даже соглашаются на понижение категории, лишь бы не проходить унизительную процедуру. А ученики постоянно находятся в таком положении, когда работу совершает (пишет контрольную) один, а оценку ставит другой.
Конечно, это обусловлено самим устройством школы, где взаимодействие ученика и учителя очень мало напоминает нормальное человеческое общение. Сама система предписывает педагогу вечно отвечать на вопросы, которые ему никто не задавал, и выносить оценки, о которых никто не просил.
Если это дискомфортно для учителя, он обычно в той или иной форме привлекает детей к оцениванию. Только происходить это должно не эпизодически, по настроению, а войти в систему. Чаще всего начинается такое сотрудничество с соглашения в начале года, где ученики имеют большее или меньшее право голоса. Пусть попробуют вместе с педагогом выработать справедливую систему. Это может быть накопительная система баллов или зачеты по каждой теме.
Выработанные формы и критерии оценки лучше всего записать и вывесить на видном месте. Рядом можно поместить примерный график предстоящих контрольных, самостоятельных и творческих работ – если ребята сочтут, что это им необходимо.
Кстати, договорные критерии не должны считаться догмой. Можно попробовать жить в рамках таких правил. Если же окажется, что они неадекватны или неудобны в использовании, всегда можно изменить договор и выработать более реалистичные. Но это уж со следующей четверти.
А конец этой станет проверкой вашего совместного договора: если количество обид и претензий «За что мне это поставили?» хотя бы сократится или они исчезнут вовсе, значит, оценки для ребят стали более осмысленными. А вся эта безусловно трудоемкая и кропотливая работа была проделана не зря.

Рейтинг@Mail.ru