ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ
«Точки роста» педагога-исследователя
Исследовательская работа помогает обрести жизненные смыслы и стать независимым от внешних обстоятельств
Исследование, проведенное под руководством кандидата педагогических наук Владимира Сарапулова, выявило интересные тенденции становления педагога-исследователя
Согласно полученным данным, у педагогов, имеющих опыт исследовательской работы менее 3 лет, преобладает внешняя мотивация – 62,3% респондентов. Доминирующая роль мотива профессионального развития отмечена только у 23,9% учителей, а личностного развития – у 13,8%.
Для педагогов с опытом исследовательской работы более 3 лет значительно чаще преобладают мотивы личностного (33,6%) и профессионального развития (37,7%).
Вступая на стезю исследовательской деятельности, многие учителя ощущают сильную зависимость от внешних обстоятельств (50,6%), отсутствие перспективы (39,4%), потерю смысла жизни (40,3%), отчуждение (36,3%). Все эти показатели свидетельствуют о том, что педагог переживает личностный и профессиональный кризис. «Находясь в кризисе, человек считает, что не в состоянии сам определять свою жизнь, – говорит В.Сарапулов. – Внутренняя иерархия ценностей дезинтегрируется, важным кажется то одно, то другое, но что именно – человек не может определить».
Как выяснилось, исследовательская деятельность помогает учителям выйти из кризиса. У педагогов, участвующих в проведении исследований более трех лет, гораздо сильнее проявляется ориентация на новое, интенция на развитие; повышается самоконтроль, появляются цели.
По наблюдениям Владимира Сарапулова, «самоконтроль в жизни педагога-исследователя приобретает смысл как способ обнаружения точек роста, а не просто констатации «делаю правильно» или «делаю неправильно».
Что же касается обретения целей, то в самом начале освоения инновационных практик они представляются учителю в каком-то общем виде, но по ходу деятельности уточняются им, становясь все более конкретными. Это и можно назвать целеобразованием.
При этом «цели в инновационной деятельности развиваются по мере развития мотивов. Если мотивы «сдвигаются» с внешних на внутренние, то и с целями происходит такая же история», – говорит Владимир Сарапулов.
И еще одна примечательная тенденция: обретая опыт исследовательской деятельности, учителя начинают иначе смотреть на различные нововведения. Среди учителей, занимающихся исследованиями более 3 лет, положительно воспринимают инновации 45,4% (среди начинающих подобное отношение присуще только 18%). Кроме того, наблюдается некоторое уменьшение (с 67% до 47%) стойких приверженцев традиционных методов и подходов.
Интересно, что наиболее позитивное отношение к инновациям присуще педагогам со сформированным опытом (стаж от 11 до 25 лет).