ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
ЕГЭ усовершенствуют, аспирантуру продлят
Депутаты обнародовали образовательную повестку осенней сессии – 2010
Госдума начала осеннюю сессию, и помимо интегрированного Закона «Об образовании» депутатам предстоит рассмотреть еще несколько законопроектов, впрямую касающихся школы.
О том, что это будут за документы, рассказал на пресс-конференции
в газете «Московский комсомолец» председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин.
КИМы - информация
конфиденциальная
В центре внимания депутатов профильного комитета – законопроект о совершенствовании ЕГЭ, внесенный Правительством РФ 15 июня нынешнего года и уже принятый в первом чтении 10 сентября.
Документ разработан на основе предложений Президентской комиссии по совершенствованию проведения ЕГЭ, которая была сформирована осенью 2009 года.
Законопроект предусматривает закрепление таких норм, как признание КИМов конфиденциальной информацией и организация работы по их защите; разграничение полномочий федерального центра и регионов в части проведения ЕГЭ; определение статуса общественных наблюдателей.
Например, предполагается ряд правовых и технических мер для обеспечения защиты КИМов от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, распространения, других противозаконных действий.
Ответственность за выполнение этих правил ложится на организаторов ЕГЭ.
Уточняются и права общественных наблюдателей: им разрешается присутствовать на экзаменах, а также направлять информацию о выявленных ими нарушениях в различные инстанции – от государственной экзаменационной комиссии до органов исполнительной власти субъекта РФ.
В законопроекте прописано, что общественные наблюдатели должны получить аккредитацию в органах местного самоуправления или управления образованием субъекта РФ.
По словам Григория Балыхина, положения законопроекта будут уточняться в подзаконных актах Рособрнадзора.
Еще одно важное нововведение, которое будет закреплено законодательно, состоит в том, что зачисление и прием граждан по результатам ЕГЭ отныне станет обязательным для всех образовательных учреждений, имеющих лицензию (ранее это правило распространялось только на вузы и техникумы, имеющие госаккредитацию).
Мобильники запретят
В то же время Балыхин констатировал, что в законопроекте не нашли отражения предложения Президентской комиссии, касающиеся ограничений по использованию на экзаменах различных технических средств получения внешней информации, в первую очередь мобильных телефонов.
Дело в том, что Рособрнадзор ранее подготовил приказ на эту тему, однако в Минюсте его не зарегистрировали, поскольку такая норма, по мнению специалистов ведомства, требует законодательного закрепления. Но, как заверил журналистов глава профильного комитета, соответствующая поправка уже подготовлена депутатами и будет представлена ко второму чтению. Законопроект планируется принять до конца этого года, поэтому предусмотренные им нововведения испытают на себе выпускники 2011 года.
Аспирантов станет меньше,
но учиться они будут дольше?
Еще один важный документ, находящийся в портфеле Комитета по образованию, предусматривает продление сроков обучения в аспирантуре: по очной форме – до 4 лет, по заочной – до 5 лет (в настоящее время это 3 и 4 года соответственно).
Изменение коснется лишь определенных специальностей в области естественных и технических наук, таких как физика плазмы, электрохимия, биотехнология, материаловедение, квантовая электроника, метеорология и ряд других. Всего в перечне, который прилагается к законопроекту, перечислено 38 специальностей.
По словам Балыхина, при формировании перечня учитывались специальности, наиболее востребованные экономикой страны.
Авторы законопроекта (он внесен в Госдуму Правительством РФ) считают, что продление сроков обучения в аспирантуре по обозначенным направлениям позволит повысить качество исследований и эффективность подготовки молодых ученых: многим из них не удается в отпущенные сроки провести необходимые эксперименты и внедрить их в производственную практику.
По данным за 2007 г., лишь 19% лиц, закончивших очную аспирантуру, защитили диссертацию в срок, но уже через год этот показатель увеличился до 26%, то есть в 1,4 раза.
Казалось бы, увеличение продолжительности обучения будущих кандидатов наук потребует от государства дополнительных средств. Однако в финансово-экономическом обосновании к законопроекту подчеркивается, что его принятие «не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета», поскольку около 30% аспирантов выбывают до окончания срока обучения и, кроме того, как сказано в пояснительной записке, количество бюджетных мест по отдельным отраслям наук будет «уточняться и изменяться», в том числе, по-видимому, в сторону уменьшения.
Но и сегодня затраты на аспирантов, которых насчитывается 6000 по всей стране, невелики в масштабах федерального бюджета: они составляют 108 млн рублей в год (с учетом расходов на стипендии – 1500 рублей в месяц плюс ежегодное пособие для приобретения научной литературы в размере 3000 рублей).
Экономить Минфин намерен не только на молодых ученых, но и на дошкольниках.
Получат ли компенсации родители
дошкольников?
Так, 10 сентября Госдума проголосовала за принятие в первом чтении законопроекта, исключающего софинансирование из федерального бюджета родительской платы за содержание ребенка в детском саду. Родителям выплачивалась компенсация определенного размера – не менее 20% за первого ребенка, 50% – за второго и 70% – за третьего и последующих.
Программа финансирования компенсаций родительской платы осуществлялась с 1 января 2007 г., однако в федеральном бюджете 2010 г. средства на эти цели уже не предусмотрены, а в пояснительной записке, представленной правительством, отмечается, что соответствующие расходы должны учитываться при распределении дотаций региональным бюджетам.
Но понятно, что эти расходы лягут на плечи субъектов РФ, которые рискуют не выдержать еще одной нагрузки.
Например, средний размер компенсации платы за детский сад в 2007 году составил 269 рублей, ее получили 3,8 млн человек. В 2008 году этот показатель вырос до 4,2 млн человек, а в 2009 году была принята поправка в Закон «Об образовании», согласно которой эта норма распространялась на родителей, чьи дети посещают негосударственные детские сады.
«Это не законопроект,
а лишь материалы к нему»
Новый интегрированный закон «Об образовании» Григорий Балыхин охарактеризовал как очень сложный и пока еще плохо подготовленный. По его мнению, «это не законопроект, а материалы к нему, со многими положениями которых нельзя согласиться».
В качестве отрицательного примера он привел главу о стипендиальном обеспечении студентов, из которой «выпала» норма о том, что до 25% стипендиального фонда вузов может выделяться на материальную помощь учащимся, еще какая-то часть по усмотрению ученых советов – на организацию культурно-массовой и досуговой деятельности.
Вообще, как с сожалением констатировал Григорий Балыхин, профильный комитет уже два года бьется над индексацией стипендий, но, по его признанию, пока все эти попытки не увенчались успехом. Долгожданное повышение запланировано не раньше чем на 1 сентября 2011 г. Пока же, по словам депутата, размер поощрений за хорошую учебу оставляет желать лучшего: 1100 рублей – для студентов вузов, по 400 рублей – для учащихся техникумов и ПТУ.
Что же касается интегрированного закона «Об образовании», то на рассмотрение его внесут не в сентябре, как планировалось ранее, а в декабре, что дает дополнительное время на его обсуждение и внесение необходимых изменений.
По словам Балыхина, дискуссии пройдут на разных площадках, в том числе в Общественной палате, Совете Федерации, Российском союзе ректоров. В Госдуме парламентские слушания на эту тему запланированы на 13 октября.