Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ЕВГЕНИЙ ШУЛЕШКО: «НАМ НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ОПИРАТЬСЯ НА ОПЫТ ЖИЗНИ, НАКОПЛЕННЫЙ ДЕТЬМИ»


Разговор о детях: искусство педагогических наблюдений

Этот текст – фрагменты бесед Евгения Шулешко с красноярскими учителями и воспитателями. Они посвящены организации ГООПа – гостевого обмена опытом, в ходе которого педагоги наблюдают за детьми на занятиях друг у друга, а потом происходит разговор, осознание верных подходов к своим ученикам, выбор более точных для себя методических средств. Это не последовательный рассказ о «шулешкинской» методике – это его реплики, замечания, о6ъяснения, мысли, высказанные по поводу совместно наблюдаемых занятий.

Духовный рост детей должен быть обеспечен изменением педагогических установок взрослых. Педагогам нужно отказаться от приоритета родительских, ретроспективных оценок в пользу оценок перспективных; профессионально увидеть возможности детей как общественно живущей группы. Им нужно научиться фиксировать накопленный детьми опыт жизни и уметь опереться на него, а не на разрозненные образовательные ресурсы отдельных детей.
Размышляя о повышении квалификации педагогов, нам не нужно стремиться переделывать людей или исправлять недостатки образования, полученного в институте или училище, – нам нужно понять, можно ли обеспечивать самообразование средствами самого педагогического процесса. На наш взгляд, самое надежное из таких средств – организация педагогического общения на рабочих местах, в группах и классах.
Только такое общение не должно иметь ничего общего с «открытыми уроками». Здесь важно обсуждать не учителей, а детей. И оценивать не образцы поведения взрослого, а характер проявления себя детьми. Высказанное одним обсуждается всеми; составляется как бы картина сегодняшней детской жизни, раскрывающая, что типично, а что индивидуально для данного детского коллектива.

Смысл нашей работы

Разговоры о детях при посещении друг друга базируются на интуиции. И одна из тем такого разговора: на кого похожи мои дети? Есть сходство или нет? Субъективно это или объективно?
Надо ли подозревать друг друга в субъективности? Форма нашего контакта при гостевом обмене опытом – это доверие к нашей субъективности.
У каждого свои глаза, свое мнение, и оно правдоподобно. Равноправный гость – он говорит, что хочет. Кто рассудит? Наши разговоры.
Если мы в гостях, мы не должны подозревать, что хозяева что-то делают не так, и выяснять это.
Что выясняем мы? Разные правдоподобные мнения. И наша задача – высказать эти мнения:
1. Это было обычное поведение для детей и воспитателей?
2. Кто узнал среди детей этой группы своих детей?

Зачем нам нужен такой рассказ о детях? Это, наверное, и есть наша квалификация.
Если мы строим занятия, нам нужны свои слова, а не указания и инструкции. Нам нужно предоставить детям выбор. Если нет выбора – это всего лишь тренировка.
Идет новое поколение, что нам делать? Надо быть рядом с ними, в каждом деле поставить перед ними несколько вариантов. И в качестве последнего варианта – обратиться к нам. Мы им нужны?

К чему и как мы присматриваемся в ходе наблюдений

Организация наблюдения: за одним ребенком наблюдают двое взрослых, отмечая время 10-минутками.
Вопросы для наблюдения:
1. Насколько ребенок был успешен?
2. Проявлял ли он инициативу, испытывал ли страх?
3. Как и с кем взаимодействовал? Кто был у него учителем?

Анализ событий в подгруппе

Что именно мы обсуждаем в разговоре о том, как проявила себя детская микрогруппа:
1. В целом об увиденной ситуации в подгруппе.
2. Что можно сказать об уровне согласованности детей, взаимодействии, по каким признакам мы об этом судим?
3. Обсудить, как часто меняются дела, деятельность детей на занятии.
4. Совпадала ли смена деятельности с заинтересованностью детей?
5. Нарисовать кривую спада и подъема активности детей на занятии.
Разобщенность детей может начинаться с отчужденного отношения взрослого.
Педагог над работой или в работе? (Позиция «над работой» говорит о немотивированном отношении педагога.)
Немотивированные отношения – это потеря общения, разобщенность.
Отстраненность педагога – и дети начинают терять темп.
…О воздействии на детей конкретным заданием (в какой момент шло это воздействие? что делали дети? к кому была обращенность?).
Отхлопывание. «Какие вы дружные!» – так звучит при этом мотив педагога. А на самом деле для чего отхлопывают? Это о дружбе или о темпе?
Педагогическая ситуация нам нужна для того, чтобы знать, что происходит в жизни детей и в их отношениях: общение или одиночество? Как можно видеть детей в этом ракурсе: общение и одиночество? Дискомфорт от одиночества нагляден – ребенок становится больной, как от всякого постоянного дискомфорта...

Наша забота – признание

Какой работой занят воспитатель, как назвать ту функцию или форму педагогической организации детей, которой мы заняты? Признанием. Признанием того, что дети живут собственной жизнью.
Дошкольник (да и младший школьник) не аналитик. Он работает на вероятностных оценках.
Воспитатель, присутствуя при разговорах детей и призная работу ребенка в кругу товарищей, фиксирует не результативность, а нечто.
Признание – это «не одобрил» или «одобрил», а именно признал.
Инструменты признания – одобрение в кругу детей, в их разговорах; взгляд, вопрос, действие, утверждение в присутствии всех детей.

Обсуждаем ситуации как деловые

В какой логике ведется обсуждение – в логике делового разговора или в инструктивной логике? Мы переходим на инструкции тогда, когда спешим, когда хотим во чтобы то ни стало добиться сейчас же результатов.
Как идти «от ребенка» в процессе обучения?
Наша основная задача – разговорить детей. Нашел ли ребенок собеседника, сумел ли понять себя, осмелился ли высказаться? Исключили ли мы все отрицательное в возможности ребенка высказаться?
1. Обучение идет по дошкольному способу или школьному?
2. Если убрать воспитателя, дело будет продолжаться?
3. Кто в деле, а кто при деле?
4. Детям дается задание или дело?

Позиция взрослого в процессе занятия. Он был с детьми, над ними или чуть ниже (как это можно определить?) Взрослый выступает партнером – или учеником – или инструктором в сообщении знаний? Кто был лидером на занятии? Как это выражалось? Была ли у педагога режиссерская функция по организации общения?
Ситуация проживается детьми или взрослыми? Что делали дети, что делал взрослый? Что для вас важнее – видеть, кто как делает, или видеть результат?
Дети не могут удержать то, как они сделали, им важен результат. Как мы уводим детей от результата к способам?

...Форма работы с оценкой знаний или уровня достижений детей – это всегда – относительно их возможностей.

Обсуждаем ситуации как игровые

Вопрос о нашем месте в этой ситуации.
1. Что такое для нас игровая ситуация? И как мы в ней живем?
2. В чем игровые качества ситуации?
3. А дети? Расценивают ли они эту игровую ситуацию как форму своей жизни?
4. У каждого ли была своя манера выражать интерес к игре?
5. Как они исполняли свои роли?
6. Поддерживали ли дети интерес взрослого?
Соблюдения каких условий требует игровая ситуация?
а) В игре всегда есть неопределенность результата. Есть ли это качество в данной игровой ситуации? Неопределенность, неизвестность ситуации держит интерес. Сняли неопределенность результата, и исчезла игра. Любое дело может быть игрой и заданием.
б) В игре надо сохранять отношение к ситуации как к тайне, надо уметь держать тайну. А ваши дети умеют держать тайну? Надо уметь удивить своих товарищей. Готовы ли к этому ваши дети? Надо уметь озадачивать. Мы умеем? Может ли воспитатель поддерживать разговор так, чтобы направить мысль детей на удивление?
Кому нужна тайна? Я делаю это для кого? Кто в этом заинтересован?
в) Надо уметь рассказывать о своей работе от лица того, на кого смотришь. Как представляет тебя другой? Есть ли собеседник? Кто его отражает?
Педагогу необходимо сохранить организующую роль, а вот направляющую не надо, это уже «про обслуживание».
г) Роль взрослого может быть руководящей. Но если нет поддержки детьми взрослого, то он эту роль сохранить не может.
В игровой ситуации все рискуют. И педагог, выбирая занятие с неопределенным результатом, и дети – в выборе своего действия.

Обсуждаем ситуации как языковые

Играющим становится тот, кто употребляет местоимения. Ваши дети употребляют местоимения? Если их нет, значит, нет обращенности. В родной разговорной речи может звучать до 50% местоимений, а на занятиях они исчезают. До семи лет – диалог, разговорная родная речь, без монолога.
Местоимение, глагол, числительное, прилагательное и существительное – такой порядок и соотношение характерно для диалога, а у нас – все больше существительные.
Детям важно понятие о том, что они живут в родном языке. И нам это тоже важно, ведь мы живем в другом языке, не как они. Надо доверять языку, а у взрослых ведущая роль живого языка часто страдает. У старшего поколения – литературный язык, у детей – разговорная жизнь. Дети восстанавливают культуру разговорного языка. Мы можем слышать их разговор?..

Обсуждаем ситуации как пространственные

Не начинайте новую ситуацию с объяснения, начинайте с того, кто где осваивает пространство.
Рядом с голосом должно быть движение руки, и тогда будет голос.
На понимании не работают, не живут. Работать и жить можно только на движении.
Нормальный человек – это тот, у которого работают движение, глаза, голос.

Физическая культура в детском саду и начальной школе должна быть культурой, а не спортом.
Надо предоставить детям достаточную свободу без прямого руководства. Дети тогда сами видят друг друга. Они учатся наблюдать, где кому повезло, и реализовать это на физкультурных занятиях.
Спрашиваем: где ты это видел, что было интересного, с кем бы ты пошел, какой бы спортивный снаряд выбрал?
Средство выражения своей активности – варианты выбора. Почему он смущен, как выглядит со стороны, на что способен – он не знает.
Как формируется представление о своем действии? И как сделать его достоянием наблюдений окружающих?
Как переводить разговор о действиях в форму разговора о представлениях? Разговор должен быть во времени (когда случится).
Надо, чтобы культурная база была культурой в музыке, в рисовании, а не только в физкультуре. Мы не можем научить, но дети могут научиться, если мы будем создавать и изменять ситуации.
А нам надо к детям подстраиваться, если они нас понимают, а не навязываться.

Запись Г.А.ПОГОДИНОЙ

Рейтинг@Mail.ru