ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ
На всякий случай...
Для первого знакомства с неформальным образованием Дима Зицер проводит занятия с учителями. Представляем упражнения из этих тренингов.
Листочки
Эта форма дает материал для обсуждения межличностных отношений в группе и механизмов принятия решений.
Участники разделяются на две команды. Ведущий сообщает капитану каждой команды задание. Одна группа должна разложить разбросанные повсюду листы бумаги по периметру комнаты, а другая – наоборот, собрать все листы в центре помещения. Обмениваться информацией относительно заданий капитаны не должны. Дополнительное условие – запрет на разговоры друг с другом. И разумеется, на любое насилие.
Командам дается несколько минут для подготовки. Но в первую же минуту участники убеждаются, что выполнить задание одновременно невозможно. И чаще всего тут же включается соревновательный мотор, независимо от того, что установки победить противника не было. После нескольких минут бесплодного противодействия ведущий может снять запрет на молчание и предложить паузу для выработки новой стратегии. Возможно, это поможет группам договориться о выполнении задания по очереди. Впрочем, будет достигнут компромисс или нет, все произошедшее позволит обсудить после игры многие вопросы. Как возникла идея соревнования? О чем договаривались перед началом и во время паузы? Возможно ли было прийти к компромиссу?
Ведущий же должен помнить, что его задача – помочь осознать групповые механизмы. И что злорадная реплика: «А я и не говорил, что победят те, кто справится быстрее!» – мгновенно превратит все в манипуляцию.
Четверки
Участники делятся на четверки, которые рассаживаются так, чтобы образовать воображаемый квадрат, лицом к его центру. Каждый получает номер от 1 до 4 и в зависимости от него роль: единица – Директор, двойка – Соглашатель, тройка – Оппонент, четверка – Флюгер.
Суть упражнения в том, чтобы обсуждать какую-нибудь идею, причем позиция будет зависеть от роли. Директора станут ее продвигать, соглашатели – поддакивать, оппоненты – возражать, а флюгеры – склоняться в ту сторону, которая побеждает. Для того чтобы личное отношение не мешало игровой позиции, идея должна быть предельно нелепой. Например: «Не покрасить ли нам потолок в красный цвет!» После нескольких минут обсуждения роли меняются: Директором становится двойка и так далее. В итоге каждый должен побывать во всех ролях. Если ведущий замечает, что тема наскучила, ее можно заменить.
Таким образом, появляется материал для обсуждения: в какой роли каждый чувствовал себя более комфортно? Какая ему больше подходила, по мнению остальных? Насколько легко давалась смена? Бывают ли в жизни ситуации, когда вы ведете себя так же, как в одной из ролей? Этот разговор поможет участникам лучше понять свои поведенческие модели, соотнести их с мнением окружающих.