ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ
Показатели успеха в работе с трудными подростками
Самое главное здесь не учебные, а личностные и поведенческие критерии
Работа в новом учебном году еще не началась, а школьные учителя и администраторы уже думают о том, как представить ее результаты. Вроде бы отработаны формы многочисленных отчетов: успеваемость, результаты ГИА и ЕГЭ, посещаемость, статистика правонарушений… Однако все эти цифры не отражают главного результата педагогических усилий – изменений, происходящих
с ребенком, его внутреннего роста, взросления. Это важно для каждой школы, каждого учителя. Но особенно для тех, кто работает с не самыми успешными детьми, в первую очередь с девиантными подростками.
Как оценить качественное продвижение таких учеников и по каким критериям, чтобы не только представить определенные результаты,
но и самим понять, насколько эффективна работа? Педагоги специальной общеобразовательной школы № 7 (открытого типа) для детей со стойким девиантным поведением, считают, что оценка эта должна осуществляться экспертным сообществом (куда входят учителя, работающие с классом, психологи, врачи) на основании многих показателей, в первую очередь
в поведенческой сфере.
Подобный опыт наверняка будет интересен тем учителям, которые своей задачей считают не только обучение, но и социальную адаптацию, воспитание учеников.
Предварительные прогнозы
Ученики поступают в школу, возвращаются в классы после каникул. Самое время внимательно присмотреться к детям, подробно поговорить с ними, с их родителями. Только в этом случае педагоги вместе с психологами смогут сформулировать, какие конкретно изменения возможны, с их точки зрения, в каждом ребенке через какое-то время. Что вызывает тревогу, где ближайшая зона развития?
С точки зрения Л.С.Выготского, продуктивно только то обучение, которое идет чуть впереди развития, как бы ведет развитие за собой, при этом педагог не забывает, что обучить ребенка можно только тому, чему он уже способен научиться. То же, вероятно, можно сказать и о воспитании.
В ходе педагогических дискуссий об особенностях того или иного ученика возникает определенный прогноз (на основании проявленных ребенком черт характера, личностных особенностей), ожидание некоторых поведенческих реакций, учебных продвижений. Регулярное сопоставление прогноза с реальностью позволяет оценить результат работы и в случае неблагоприятного варианта развития событий аргументированно, с пониманием причин ухудшения ситуации менять тактику в отношении данного ученика, группы.
Отслеживаем изменения
Понять, что ребенок действительно меняется в лучшую сторону, можно прежде всего по его поведению. Особенно если знать, к чему присматриваться.
Прежде всего к учебной деятельности. Но не в плане оценок. Они довольно долго будут низкими у детей с большим количеством пробелов, слабыми учебными навыками. И прогуливать они скорее всего перестанут не сразу. Но вот если ученик, прогуляв несколько уроков (или дней), извиняется по возвращении, это уже прогресс. А когда он звонит самостоятельно классному руководителю и честно предупреждает, что сегодня в школе не появится, можно говорить о серьезной педагогической победе.
Однако присутствие прогульщика на уроке – это еще не все. Важно понять, чем он занят на этом уроке: сидит с отсутствующим видом, положив перед собой мятый листочек, или хотя бы пытается выполнить отдельные задания, ответить на какие-то вопросы, самому спросить о чем-то, попросить о помощи. Перед нами ступеньки роста учебной активности, возможно, повышение мотивации.
Для усвоения школьной программы ученику необходим не только определенный уровень развития интеллекта, когнитивной деятельности, но и наличие ценностных установок, личностных качеств: позитивное отношение к труду, интерес к познанию, усидчивость, целеустремленность, способность проявлять волевые усилия. Обучаемость ребенка можно охарактеризовать по нескольким критериям: готовности принять помощь; быстроте преодоления ошибочных обобщений, выполненных по несущественным признакам; умению применять теоретические знания на практике; способности рассказать о ходе решения задачи. И по тому, как ведет себя ребенок в ходе выполнения разных заданий (способен ли переделывать, исправлять уже написанное, готов ли трудиться на протяжении долгого времени, обращается ли к дополнительным источникам информации, тратит ли свободное время на учебные задания…), можно судить о том, насколько изменился он в этой области.
Кстати, если ребенок перестал портить школьное имущество, это наверняка говорит об изменении его отношения к школе, о том, что он стал лучше чувствовать себя на занятиях и готов соблюдать общепринятые нормы.
Один из существенных поведенческих признаков, позволяющих судить о позитивном направлении развития личности ребенка, – его готовность признать свои ошибки. Обычно дети избегают этого двумя способами: ложь или вспышка агрессии в ответ на самые простые замечания. Постепенно, по мере роста уверенности в себе, доверия к окружающим, ученики находят силы молча выслушать претензии, не перекладывая ответственности на других людей, не обвиняя весь мир в своих ошибках, не оправдываясь внешними обстоятельствами.
Однажды вечный врун или любитель выскакивать из класса, хлопнув дверью, признает себя виноватым и даже предложит способ решить проблему («Я не пришел на контрольную – извините, был не готов, я выучу и пересдам на следующей неделе») или расскажет, как можно было поступить иначе («Не стоило так кричать и ругаться, можно было поговорить спокойно, больше пользы было бы»).
Изменение стиля общения с людьми – поведенческий признак, на который нужно обращать самое пристальное внимание. Это касается манеры общения и с педагогами (стала ли она менее агрессивной, более уважительной), и с младшими школьниками. Научился ли подросток выстраивать равноправные отношения или по-прежнему старается более слабого подчинить, запугать, от более сильного – защититься, отгородиться?
Наблюдательный педагог заметит, стал ли воспитанник менее жестоким: к примеру, он еще дерется, но уже удерживает себя от нанесения серьезных увечий противнику. Объясняет ли он эти драки какими-то вескими, с его точки зрения, причинами, а не просто собственным плохим настроением.
С одной стороны, все вышеперечисленные изменения трудно оценить объективно. Это результаты отдельных наблюдений многих людей, работающих с детьми. Сколько зависит от настроения, ситуации! С другой стороны, именно за счет разнообразия критериев есть шанс сложить более или менее целостную картину и даже представить ее в виде каких-то таблиц, схем, диаграмм для постороннего наблюдателя.
Попытка классификации
Все дети при поступлении в школу (в начале учебного года) по результатам собеседования, материалам личного дела признаются принадлежащими к одной из трех групп. Для наглядности присвоим группам цветовые маркеры, как у светофора: красный, желтый, зеленый. Красный – цвет тревоги. Это ребята, требующие немедленного вмешательства специалистов (часто не только учителей, но и психологов, врачей), их будущее рисуется в достаточно мрачных красках. Желтый – цвет напряженности. Зеленый – надежды. В этой группе – наиболее благополучные дети.
Соответственно, если через месяц эксперты говорят о том, что в данном классе количество детей группы повышенного риска уменьшилось, а количество благополучных увеличилось – это показатель работы педагогов, всей школы.
Главный критерий «перевода» из одной группы в другую – степень активности ребенка в организации различных асоциальных действий. Если он инициатор драк, выпивки, скандалов, значит, находится в группе повышенного риска. Если пассивный исполнитель – уже лучше. Научился говорить «нет», самостоятельно выстраивать линию своего поведения, есть основания говорить об относительном благополучии.
Регулярные дискуссии по поводу детского поведения дают поразительный побочный эффект: педагоги обретают умение и привычку вести наблюдения, профессионально обсуждать каждого ребенка.
Известно, что хороший экзамен не столько проверяет знания, сколько учит ребенка. Вдруг можно и подведение итогов учебно-воспитательной работы превратить из карательной процедуры в обучающую, профессионально развивающую для педагога?