ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Современный урок: каким видят его педагоги?
Своими размышлениями делятся участники и лауреаты конкурса, организованного центром «Эйдос»
В этом году Центр дистанционного образования «Эйдос» провел конкурс «Современный урок 2010», где учителя не только представляли авторские разработки уроков, но и обосновывали свое видение конкурсной проблематики.
Что же отличает современный подход к проведению урока?
Мы задали этот вопрос участникам и лауреатам конкурса и выявили несколько общих критериев.
В контексте индивидуальных
смыслов…
По мнению конкурсантов, современный урок – это урок, на котором ученик видит в обучении значимые для себя смыслы. А первая предпосылка современного урока заключается в том, что учебная деятельность должна быть включена не только в контекст учебных программ и представлений учителя о целях образования, но и в контекст осмысления учеником собственной жизни. «Самые прекраснодушные цели и самые эффектные приемы обучения, – говорит учитель русского языка и литературы Галина Фефелова, – ничего не стоят, если они отчуждены от личности ребенка, внеположены по отношению к его пути познания мира и себя в этом мире». Ведь совершенно очевидно, что в этом случае цель раскрытия личностного потенциала ребенка оборачивается пустой декларацией.
Как помочь ученику найти в образовательном процессе личностно значимые смыслы – тема отдельной статьи. Здесь отметим лишь, что, с точки зрения директора центра «Эйдос» Андрея Хуторского, каждого школьника необходимо выводить на осмысление главных вопросов: «В чем мое предназначение как человека? Чего я хочу достичь в жизни? Какие вещи для меня главные, а какие – второстепенные? И какова роль того или иного предмета?» Для стимулирования подобных размышлений существует множество способов и приемов.
Но прежде всего соответствующая педагогическая установка должна быть у самого учителя. При организации учебного процесса педагогу важно задаться вопросом: «А какие личные смыслы и цели может открывать и ставить для себя ученик в рамках моего предмета?» Об этом думают далеко не все учителя, поскольку в сознании педагогов глубоко укоренены стереотипные представления о целях урока. «Именно здесь для меня проходит «водораздел», отделяющий современный урок от несовременного, – подчеркивает Галина Фефелова. – К сожалению, многим сегодняшним урокам катастрофически не хватает грамотного педагогического целеполагания, то есть такого, которое предполагало бы определение ребенком собственного смысла изучения предмета, постановку им самим (а не только педагогом!) целей обучения, выбор путей их достижения и самооценку пройденного пути».
Суждение, гипотеза
и другие «продукты»
Характеризуя современный урок, многие учителя употребляли эпитеты «творческий» и «эвристический». Галина Фефелова акцентировала внимание на развитии способности ученика «создавать новое, преобразуя этот мир». По убеждению педагога, в этом заключается одно из главных качеств, необходимых современному человеку. «Эвристичность – признак современного урока, – соглашается учитель истории и обществознания Ирина Калинина. – Учителю нельзя лишать себя и ребенка радости открытия».
На форуме «Каким он должен быть, современный урок?» (www.khutorskoy.borda.ru/) о необходимости творческих заданий пишет учитель немецкого языка Марина Лаптева: «Новое поколение школьников не любит отшлифованные, жестко регламентированные уроки, детям больше нравятся поиск, эксперимент, экспромт». Эту позицию разделяет и учитель истории Татьяна Фоменко: «Современный урок – это урок, который нужен ученику. А нужен ученику тот урок, в котором создается среда для его творчества».
Как сделать урок эвристическим? В методике эвристического обучения путь к этому лежит через развитие у детей способности к созданию собственных образовательных продуктов. Таким продуктом на уроке может быть высказанное учеником суждение, или гипотеза, или определение какого-то понятия. Главное, чтобы ученик что-то создал в ходе учебного занятия. И здесь также очень важна установка педагога: какой продукт создадут ребята на моем уроке? Как этот продукт будет соотноситься с индивидуальностью ученика и с темой урока? И что надо сделать, чтобы у ребят возникла заинтересованность в создании этого продукта?
Ключевые умения
Примету современного подхода конкурсанты также видят в ориентации учителя на то, чтобы научить детей успешно действовать в различных практических областях. Для этого в школе надо развивать коммуникативные навыки, умение решать различные проблемы, работать в группе – все то, что теперь принято обозначать словом «компетентности». «Сейчас молодые люди более ранимы, – замечает учитель химии Татьяна Сазонова. – И именно сегодня как никогда учитель должен заботиться не только о прочных знаниях, навыках и умениях, но и о том, как сделать так, чтобы его ученики как можно успешнее адаптировались в социальной среде. Очень важно быть готовым к решению сложных задач и проблем». В размышлениях учителя обществознания и экономики Марии Сониной тоже проявляется особое внимание к развитию универсальных умений и навыков: «Современный урок учит анализировать, рефлексировать, обобщать личный социальный опыт учащихся; учит работать с разнородной, разноплановой информацией, структурировать и критически оценивать ее; учит самостоятельно ставить цели и задачи, оказывает помощь и поддержку в саморазвитии; учит задавать вопросы, стимулирует поиск ответов на них (именно с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия обычно начинается мышление); учит использовать теоретические знания для решения практических задач, действовать по образцу и в измененной ситуации; учит формулировать и отстаивать собственную позицию, одновременно прививая толерантность к иному мнению; готовит к продолжению образования, поиску новой информации».
Выход за границы предмета,
класса, края…
Еще одна отмеченная тенденция – уроки все более раздвигают традиционные временные и пространственные рамки. «Современным образовательным технологиям (проектной и исследовательской деятельности, дистанционным, игровым, технологии критического мышления и технологии «Дебаты») тесно в рамках привычного урока, – говорит Галина Фефелова. – Урок-проект, урок-исследование, урок-погружение не укладываются в прокрустово ложе 45 минут. Деление на аудиторные и внеаудиторные часы становится все более условным, линейное расписание – анахроничным, очная и дистанционная формы – все более взаимопроникающими. Это происходит потому, что в центре такого урока не учитель, а ученик. Причем ученик не пассивно слушающий и воспроизводящий материал, а занятый активной деятельностью».
Сегодня все больше учителей осваивают роль проводников по Всемирной сети, стремятся привлекать знания из смежных предметов, проводить уроки вместе с коллегами, сотрудничать со специалистами центров дополнительного образования. «Начиная с 7 класса после каждой темы я с учениками выхожу на улицу, где мы наблюдаем, проверяем, подтверждаем и опровергаем, проводим опыты, исследования, делаем выводы, – рассказывает учитель биологии Ольга Соловьева. – В контрольной работе по изученной теме обязательно ввожу вопрос, связанный с занятиями на улице. Кроме этого провожу экскурсии по городу или по определенному объекту, при этом никаких вопросов и заданий не даю. А на следующем уроке создаю ситуации, при решении которых требуется вспомнить, что они видели. Такая форма работы очень эффективна. Уже в 9 классе ученики внимательно наблюдают за тем, что происходит на занятии, сразу задают вопросы, некоторые даже что-то записывают. В профессиональном лицее я также применяю практику проведения уроков вне класса – в мастерских по спецпредметам, на улице, на футбольном поле. Еще я провожу урок в библиотеке. Тема урока – «Законы физики (изучаемые в данный период) в литературе». Конечно, такой урок можно проводить и в классе, но сама атмосфера, картотека, подсказка библиотекаря преображают занятие. Ребята листают различные источники, журналы, справочники, обсуждают, доказывают что-то друг другу. Иногда учащиеся находят такой материал, что я сама удивляюсь».
Сверяя ориентиры
Конечно, в суждениях конкурсантов ощущается влияние научной школы Андрея Хуторского и базисных идей эвристического обучения. Очень вероятно, что в другой аудитории при описании особенностей современного урока были бы сделаны несколько иные акценты.
Отметим также, что многие важные вопросы, поднятые в процессе разговора о современном уроке, остаются открытыми. Не совсем понятно, например, в какой пропорции следует сочетать эвристические уроки, основанные на так называемых открытых заданиях (не имеющих одного верного ответа), и другие учебные занятия? Неясно также, всем ли детям подходит эвристический тип обучения? Ведь сам Андрей Хуторской, хотя и определяет свое видение предназначения человека словом «творец», делает оговорку, что если кто-то из ребят в классе чувствует склонность к репродуктивной деятельности, то, возможно, его призвание – быть классным исполнителем. Здесь мы сталкиваемся с одним из противоречий, которых в теории и практике современного образования существует великое множество. И трудно не согласиться с учителем Ириной Калининой в том, что в этом противоречивом мире для педагога существует только один выход: «изучай классиков, дерзко спорь с инноваторами и создавай свое».
Но при всем этом должны быть и общие ориентиры, задающие направление развития образования. На наш взгляд, одним из таких ориентиров может служить отношение к ученику как к активно действующему субъекту, которому школа призвана помочь в его человеческом самоосуществлении. Именно это отношение лежит в основе названных здесь критериев современного урока. Читателям, которым близка эта позиция, мы рекомендуем познакомиться с материалами выступлений и тематических форумов, размещенными на сайтах центра «Эйдос» (www.eidos.ru/) и Научной школы Андрея Хуторского (www.khutorskoy.ru/).