Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

2010 ГОД СОЛОВЕЙЧИКА


Герасимова Евгения

Формула педагогической веры

Ура, я осталась в своем кабинете! А ведь были споры. Ура! Мне оставили классное руководство в любимом классе! А говорили, что заберут. Ура, ура!
А вот что «не ура», так это начавшееся сразу навешивание учителями ярлыков на учеников, какие-то негативные настроения, ожидание подвохов. С первого дня, еще без всякого повода – «промывка мозгов». Мол, мы-то знаем, какие вы ленивые, неорганизованные и наглые личности.
В отношениях с детьми от чего ушли, к тому и пришли: пусть знают свое место. Как раз в конце прошлого учебного года я ходила за учительницей истории по пятам, а в это время ученик И., по поводу которого я ходила, злился на меня, на нее и на весь белый свет. Учительница ставила ему итоговую тройку по той причине, что «ему все равно, а вот другие дети подходят, просят их выслушать, задать вопрос, а он ни разу не подошел». Не подходит же И потому, что однажды сказал на уроке, что не умеет делать презентации, а учительница подняла его на смех. Мол, что ты вообще в такой школе, как наша, делаешь?
Из разговора с ней выходило, что учительница хоть и понимает, что обидела человека, но трактует ситуацию по-своему: «Отрастил себе рога и, как бык, упирается в стену».
Вот-вот, в этом суть. «Рога-то пообломаем» – первая педагогическая заповедь. Учитель должен быть крепким, как стена. И ничего тут не поделаешь, у каждого есть выработанная система доводов и моральных представлений. Есть вера. И спорить без толку.
Конечно, без уважения учителя к себе преподавание немыслимо. Но это уважение не должно достигаться за счет унижения учеников. Потому что без уважения ученика к самому себе любое преподавание бессмысленно.
Читаем у Сухомлинского: «Самый большой порок – думать о человеке хуже, чем он есть, уязвлять его самолюбие». И почему-то именно этот порок у нас возведен в инструмент воспитания, а то и является педагогическим кредо.
Можно оправдываться: как с нами поступают, так и мы с другими. Хотя, мне кажется, кто, как не учитель, даст ребенку знать, что мир состоит не только из обиженных и обижающих.
Вера в человека, в справедливые отношения между людьми – с этим нужно идти к детям. И я постоянно нахожу тому подтверждения.
Недавно мне рассказали, что самую первую книгу тогда никому не известного учителя Сухомлинского (это были 60-е годы) близкий мне по духу автор Симон Соловейчик купил в киоске совершенно случайно. И будто бы «формула веры» Сухомлинского поразила его настолько, что определила весь дальнейший путь. Вот эта формула: «Желание ребенка быть хорошим –моя педагогическая вера. Я твердо верю в то, что воспитание лишь тогда становится воспитанием, когда оно основано на культе человеческого достоинства. На том, чтобы человеку неприятно было даже думать о себе как о плохом, чтобы ему хотелось быть хорошим, чтобы это было сокровенное, неискоренимое желание».
Казалось бы, так просто и точно – для каждого…

Рейтинг@Mail.ru