Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2010
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Дашковская Ольга

Каким будет госзадание для вузов?

Эксперты обсуждают экономическую реформу высшего образования

В рамках подготовки к заседанию Государственного совета Российской Федерации в Российском новом университете (РосНОУ) прошла видеоконференция «Модернизация российского образования: задачи центра и регионов», в которой приняли участие ректоры российских вузов. В ходе обсуждения основное внимание было уделено вопросам финансирования высшего профессионального образования.

Туманные перспективы

В связи с принятием закона об автономных, казенных и бюджетных учреждениях должен измениться механизм финансирования вузов. Если раньше деньги выделялись в зависимости от количества бюджетных мест (контрольных цифр приема), то теперь будут выделяться субсидии в соответствии с госзаданием.
Пока критерии распределения госзаданий остаются неясными, и это вызывает тревогу в образовательном сообществе.
«В последний момент может быть предложена некая схема, которая в силу своей непродуманности приведет к негативным явлениям в системе образования», – высказал опасение ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Однако федеральный бюджет далеко не единственный источник финансирования вузов. Существенный вклад в их развитие вносит бизнес, но этот вклад был бы еще больше, если бы частным инвесторам были предоставлены налоговые льготы.
Аналогичная политика должна проводиться и в отношении самих вузов, которые сегодня вынуждены платить налог на прибыль в размере 30%, что также не стимулирует образовательные учреждения направлять заработанные ими средства в собственное развитие.
По-прежнему острой проблемой остается низкая заработная плата преподавателей. По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию Юрия Карабасова, доцент технического университета получает столько же, сколько выпускник колледжа в первый месяц работы.
«Мы должны решать этот вопрос на государственном уровне, – убежден Ю.Карабасов.– Если выгодно владеть металлургическим комбинатом, то должно быть выгодно преподавать будущим металлургам».
Я.Кузьминов разделяет позицию своего коллеги, полагая, что «необходимо повышать зарплату преподавателей, иначе они будут искать альтернативные пути заработка, чудес не бывает».
Правда, по мнению известного экономиста, для этого не обязательно выделять дополнительные средства, достаточно сократить неэффективно работающих преподавателей (ведь только 16% от общего числа занимаются научными исследованиями), а также провести реструктуризацию вузовской сети за счет сокращения откровенно слабых образовательных учреждений.

Как бороться с псевдообразованием?

Расслоение вузов на лидеров и «всех остальных» стало одной из главных тем обсуждения на видеоконференции.
Лидеры получают дополнительное финансирование (на днях Минобрнауки объявило об итогах конкурса, победителями которого стали 56 вузов, и в 2010–2012 гг. они получат 8 млрд рублей на развитие инновационной инфраструктуры), остальным же приходится довольствоваться крохами и выживать самостоятельно.
Такая ситуация не всем по душе.
«Наделение средствами отдельных вузов приведет к окончательной ликвидации конкурентной среды в системе образования, укреплению государственного монополизма и в конечном итоге – к стагнации образования», – убежден заместитель председателя экспертного совета по профессиональному образованию Комитета Госдумы РФ по образованию Евгений Миннибаев.
Кроме того, он выступил против сокращения вузов, поскольку, по его мнению, чем выше доля людей с высшим образованием в обществе, тем выше конкурентоспособность страны.
Однако большинство участников дискуссии считают, что не всякое высшее образование полезно для общества.
По словам ректора РосНОУ Владимира Зернова, «современный вуз – это кластер постиндустриальной экономики и катализатор инновационного развития региона, в противном случае – это фабрика по выдаче дипломов».
По мнению Я.Кузьминова, «псевдо­образование – это настоящая болезнь для нашей страны, давно пора перестать об этом разговаривать и предложить обществу систему механизмов аттестации».
Это может быть экзамен для выпускников вузов в формате, аналогичном ЕГЭ (с целью проверки базовых теоретических знаний), а также введение профессиональных экзаменов с участием работодателей.

Физики и лирики

Еще одной важной темой для разговора стало инженерное (техническое) и гуманитарное образование. Известно, что основные потоки молодых людей устремляются в гуманитарные вузы, потому что учиться там легче и зачастую престижнее. В то же время потребность в квалифицированных инженерах сегодня велика как никогда, однако технические вузы не в состоянии обеспечить решение этой задачи из-за низких конкурсов и как следствие – слабых абитуриентов.
По мнению Ю.Карабасова, из-за демографического кризиса «инженерное образование находится под ударом». По его прогнозам, в скором времени «вместо тысяч специалистов по тем или иным техническим направлениям мы будем выпускать сотни на всю страну».
Однако высказывания некоторых участников видеоконференции опровергают эти пессимистические прогнозы.
По свидетельству первого проректора Алтайского государственного университета Виталия Мищенко, в этом году усилился приток абитуриентов на естественно-научные факультеты, и произошло это благодаря системе региональных олимпиад. Математический, физический и другие естественно-научные факультеты были укомплектованы по итогам первой волны.
Успешно прошла приемная кампания и в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ). Как отметил ректор этого вуза Николай Пустовой, и проходной балл на инженерные специальности стал выше, и зачисление удалось завершить по итогам первой волны. Таких результатов удалось добиться благодаря взаимодействию со школами ( в этом году в Новосибирске было открыто 20 профильных классов с углубленным изучением естественно-научных дисциплин) и сотрудничеству с руководителями предприятий.
В ближайшей перспективе специалисты делают ставку на развитие прикладного бакалавриата, в том числе в системе начального и среднего профобразования, а также на создание корпоративных университетов (с участием представителей бизнеса, работодателей) для подготовки отраслевых специалистов.

Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок

Серьезную тревогу по-прежнему вызывает проблема льготников и олимпиадников, которые порой занимают все бюджетные места на престижных направлениях подготовки, причем представителей первой категории, поступающих, как правило, с низкими баллами, зачастую отчисляют после первой же сессии из-за неспособности продолжать учебу.
Участники дискуссии предлагали свои варианты выхода из сложившейся ситуации: например, предоставлять льготникам специальные гранты для обучения, а для призеров олимпиад ввести ограничения по количеству вузов, разрешив им воспользоваться льготой на внеконкурсное поступление только в одном вузе вместо пяти. В остальные поступать можно, но только на общих основаниях – по результатам ЕГЭ.
Выступая на пресс-конференции в РИА «Новости», руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова заявила, что министерство поддерживает эту идею, а также предлагает в качестве альтернативного варианта ввести квоты для победителей и призеров олимпиад – по аналогии с целевым приемом (кстати, число бюджетных мест для «целевиков» год от года уменьшается, в настоящее время оно составляет 20%, а в следующем году этот показатель планируется сократить до 15%).
Причиной гонений на олимпиадников стало неадекватное, по мнению чиновников, соотношение количества 100-балльников по ЕГЭ (2879) и призеров интеллектуальных соревнований (более 23 тыс.).
В итоге от наплыва последних, по словам Л.Глебовой, «пострадали брендовые вузы». Однако, как подчеркнула руководитель Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования, это не значит, что надо «ставить крест на школьных олимпиадах», поскольку такой способ проверки знаний необходим для одаренных детей.

Образование на высшем уровне

З1 августа состоялось совместное заседание Госсовета и комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики РФ.
В своем выступлении на этом мероприятии Президент России Дмитрий Медведев высказал ряд важных предложений.
В их числе – тезис о необходимости устранения перекосов в системе профессионального образования.
По мнению главы страны, «сейчас очевидна нехватка специалистов – выпускников начального, среднего проф­образования».
Кроме того, по мнению Д.Медведева, необходимо создавать в стране регионально-отраслевые прогнозы потребности в кадровых ресурсах.
«Нужен четкий заказ – сколько специалистов и какого уровня требуется в масштабах страны. И ответ на этот вопрос должно дать государство вместе с бизнес-сообществом страны», – подчеркнул он.
Также, по словам президента, необходимо завершить разработку профессиональных стандартов и создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы.
Д.Медведев отметил, что не менее важной задачей является создание многоуровневых образовательных комплексов: лицей–колледж–университет, все участники которых работают в тесном контакте с будущими работодателями. По его словам, такой опыт существует во многих регионах РФ и его нужно применить в масштабах всей страны.
Глава государства также подчеркнул необходимость образовательного обмена между Россией и другими странами.
А для полномасштабной модернизации российской системы профессионального образования нужно обеспечить качество подготовки специалистов на всех его уровнях: от начального до высшего.

Рейтинг@Mail.ru