ФАКТЫ. СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Рособрнадзор объявил войну репетиторам
Чиновники намерены бороться с платной подготовкой к ЕГЭ
На состоявшейся в РИА «Новости» пресс-конференции руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова подвела итоги ЕГЭ и приемной кампании нынешнего года. Как заявила Глебова, постепенно ЕГЭ перейдет от «бумажной» сдачи на компьютерные технологии.
Порядка стало больше,
а платных студентов меньше?
Приемная кампания–2010 прошла более организованно по сравнению с прошлым годом благодаря введенному в этом году ограничению: абитуриент имел право подавать документы только в 5 вузов на 3 специальности в каждом. Правда, приведенные Глебовой данные не отражают сколько-нибудь существенных изменений в этом плане: например, если в 2009 г. каждый поступающий в среднем рассылал заявления в 2,7 вуза, то в 2010 г. этот показатель составил один к 2,08.
Конечно, были «рекордсмены», которые вопреки правилам претендовали на поступление и в 8, и в 16 вузов, но таких можно пересчитать по пальцам.
Всего, по данным Федеральной базы свидетельств, доля абитуриентов, подававших в вузы более 5 заявлений, составляет около 0,19% от общего числа.
Прием в вузы завершился успешно: несмотря на все опасения (в этом году количество выпускников школ по сравнению с минувшим годом сократилось на 11% – с 993 тыс. до 877 тыс.), вузы сумели заполнить бюджетные места, причем большинство – уже по итогам первой волны.
По сравнению с 2009 годом больше детей стали сдавать предметы по выбору, такие как физика, информатика и ИКТ, благодаря чему увеличились конкурсы в технические вузы.
Вместе с тем демографический спад сказался на итогах внебюджетного приема: на платное обучение вузы недобрали примерно половину абитуриентов.
Этот факт, по мнению Л.Глебовой, свидетельствует о том, что «востребованность платного образования снижается», что отрицательно отразится на перспективах развития негосударственных вузов. Правда, в настоящее время в правительстве обсуждается вопрос о возможности выделения бюджетного финансирования лучшим негосударственным вузам.
Но в целом выводы руководителя Рособрнадзора явно неутешительны: необходима оптимизация вузовской сети, поскольку в ее нынешнем виде она избыточна и не в состоянии обеспечить качественное образование.
«Сегодня не абитуриент предлагает себя вузу, пытаясь доказать качество своей подготовки, а вуз рекламирует свой учебный процесс и привлекает абитуриента разными способами, не интересуясь ни уровнем его подготовки, ни достоверностью сведений, которые он о себе предоставляет», – считает Глебова.
Например, некоторые вузы дают такие объявления в газете: «Приводи с собой 9 друзей и поступай бесплатно».
По мнению чиновника, такой «сетевой маркетинг» на рынке образовательных услуг недопустим, и с этим явлением необходимо бороться, так же как и с бизнесом, который сегодня процветает вокруг подготовки к ЕГЭ.
Как накажут репетиторов?
Поэтому главные изменения в нормативной базе будут направлены на то, чтобы лишить и вузы, и школьных учителей соблазна зарабатывать деньги таким способом.
С этой целью Рособрнадзор намерен предпринять шаги в двух направлениях.
Во-первых, ужесточить требования к лицензированию подготовительных курсов в вузах, с тем чтобы лишить их возможности вести подготовку к ЕГЭ и узаконить только право на профориентационную деятельность.
Во-вторых, субъектам РФ, в которых введены новые системы оплаты труда, будет рекомендовано не назначать стимулирующие выплаты учителям, которые занимаются репетиторством.
«Когда родители отдают деньги сначала в вуз, потом – репетиторам, они минимизируют возможности ребенка получить бесплатного образования», – убеждена Глебова, по словам которой, «никакой особой подготовки к ЕГЭ не требуется».
Значительная часть нововведений будет связана с минимизацией факторов, ведущих к злоупотреблениям в ходе ЕГЭ.
ЕГЭ станет виртуальным?
Несмотря на то что из раза в раз чиновники заявляют о том, что повышается объективность результатов ЕГЭ, что число регионов с аномально высоким количеством стобалльников снизилось в этом году по сравнению с прошлым, ситуация остается напряженной. Л.Глебова заверила, что ее ведомство продолжает проводить федеральные выездные инспекции в проблемных субъектах РФ, однако регионы, по ее мнению, сами должны быть заинтересованы в проведении такой работы.
Например, по итогам ЕГЭ текущего года по решению правительства Карачаево-Черкесии была снята с должности министр образования этой республики.
Что касается Рособрнадзора, то основные усилия его сотрудников будут направлены не на карательные меры по отношению к нарушителям на местах, а на дальнейшее совершенствование организационных механизмов ЕГЭ.
С этой целью планируется и в дальнейшем развивать публичность и прозрачность процедур проведения экзаменов; усилить меры по защите информации от несанкционированного доступа на всех этапах проведения ЕГЭ; ускорить работу по формированию альтернативных форм итоговой аттестации – таких как портфолио.
По словам Глебовой, в ближайшем будущем будет осуществляться поэтапный переход к компьютеризации ЕГЭ.
Такой эксперимент проведен в этом году в московской школе, когда учащиеся 10 класса сдавали ЕГЭ по информатике.
«Специалисты сейчас должны подвести итоги этого эксперимента: продумать апелляционные процедуры, степень защиты информации и т.д.», – пояснила Глебова.
Таким образом, в ближайшей перспективе нас ожидают серьезные перемены в сфере организации итоговой аттестации выпускников.
Но почему-то практика предыдущих лет показала, что какие бы меры ни предпринимались на федеральном уровне в этом направлении, «от перемены мест слагаемых значение суммы не меняется».