ФАКТЫ, СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Не все школы открыли свои двери первого сентября
Об этом было сообщено на селекторном совещании в МЧС
В совещании приняли участие министр образования и науки Андрей Фурсенко, заместитель министра
МЧС России Геннадий Кириллов
и руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко.
Количество школ в этом году сократится на 1867 единиц
по сравнению с прошлым годом.
Первая причина уменьшения числа школ – реструктуризация школьной сети. Например, в Татарстане закроется 20 малокомплектных школ, в Рязанской области – 83, а печальное первенство среди регионов принадлежит Нижегородской области, в которой ликвидируется 115 школ. Руководители органов управления образованием этих территорий обещали организовать подвоз детей в базовые школы: в Татарстане для этих целей закуплено 128 школьных автобусов.
Вторая причина – неготовность части школ к началу учебного года.
На 30 августа 879 учреждений общего образования не соответствуют требованиям пожарной безопасности, еще 366 – не отвечают санитарным нормам.
Больше всего школ, не прошедших приемку Госпожнадзора и Роспотребнадзора, в Башкирии, Калмыкии, Северной Осетии (Алании), Тыве и ряде других регионов.
В своих выступлениях на селекторном совещании министры образования неблагополучных территорий обещали устранить все недостатки. Значит, ответственным инстанциям либо придется закрыть глаза на существующие «прорехи», либо держать под постоянным контролем наиболее «слабые звенья».
Ничуть не меньше жизнь и здоровье детей зависят и от выполнения санитарных требований. В то же время материально-техническая база школ зачастую не соответствует элементарным нормам.
По словам Геннадия Онищенко, 440 российских школ находятся в аварийном состоянии, 13% не имеют центрального водоснабжения, 58% – центрального отопления.
В республиках Тыва, Якутия, Пензенской области доля таких школ достигает 60%.
В обновлении школьной мебели нуждается более 13 тыс. школ, хуже всего этот вопрос решается в Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Иркутской области.
59% школ имеют медицинские кабинеты, однако часть из них, по словам Онищенко, «существует лишь для вывески». Например, половина школьных медкабинетов в Карелии, Дагестане, Ленинградской области не соответствует требованиям санитарного законодательства.
Похожая ситуация сложилась и со спортивными залами, которыми оснащено более 44 тыс. учреждений общего образования (или 87% от общего числа), однако не все пригодны для полноценных занятий физкультурой.
Порядка 1500 школ в разных уголках России не смогут обеспечить детей горячим питанием.
Например, учащиеся 166 сельских малокомплектных школ Иркутской области рискуют начать обучение на голодный желудок. По словам министра образования Виктора Басюка, причина сложившейся ситуации в том, что большинство этих школ расположено в труднодоступных районах.
Правда, заместитель председателя правительства Иркутской области Александр Моисеев заверил, что вопрос будет решен в течение сентября.
Не лучше обстоят дела и в Курганской области, где 115 сельских школ не имеют столовых.
Крайне низкие показатели по обеспечению детей горячим питанием в Республике Дагестан – 37,4%, аналогичная картина в соседней Северной Осетии (Алании), руководство которой обещает довести этот показатель хотя бы до 50%.
По словам Г.Онищенко, нет системного подхода к организации школьного питания и в Ростовской области, несмотря на то что этот регион принимал участие в федеральном эксперименте и получал дополнительное финансирование на эти цели. Более 70% школ, расположенных в этой территории, работают на сырье (то есть готовят сами, а не получают полуфабрикаты из комбинатов школьного питания, оснащенных современным оборудованием). По мнению главного санитарного врача, это может привести к вспышкам инфекционных заболеваний.
Завершая совещание, министр образования и науки Андрей Фурсенко отметил, что приемка школ – это не разовое мероприятие.
«Мы должны иметь нормальные условия для обучения: это хорошее питание, спортзалы, качественное оборудование, которое позволяет сохранять здоровье детей», – сказал министр.
Трудно не согласиться с этим утверждением, однако из всей информации, которая прозвучала на селекторном совещании, напрашивается только один вывод: многие российские школы не готовы к началу учебного года, тем более не готовы – к введению стандартов нового поколения, в которых содержатся требования к условиям обучения. Все это подтверждает худшие опасения некоторых специалистов в том, что эти требования останутся на бумаге…