Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Стандарты стандартами, но главное – атмосфера в школе

Похоже, управленцы расставляют новые акценты

Накануне нового учебного года в РИА «Новости» состоялся брифинг, на котором директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко рассказала о нововведениях, ожидающих школы в наступившем учебном году.

Цифры и проценты

В целом по России насчитывается 51 тыс. 543 школы, из них 33 тыс. находится в сельской местности. К новому учебному году планируется ввести в эксплуатацию 123 новые школы.
1 сентября для 1 млн 431 тыс. 646 первоклассников в российских школах прозвучал первый звонок. По сравнению с 2009 годом их число возросло на 50 тыс. ребят.
1,2 млн педагогов будут обучать российских школьников в новом учебном году. В сельской местности работают более 500 тыс. учителей (43%). Около 800 тыс. учителей получают ежемесячное вознаграждение за выполнение функций клас­сного руководителя.
84% педагогов, работающих в школах, имеют высшее образование, 16% – среднее специальное образование. 79% учителей имеют квалификационную категорию (в т.ч. 277,5 тыс. учителей – высшую квалификационную категорию). 413 тыс. учителей прошли повышение квалификации и переподготовку в 2009–2010 годах.

Не в отметках счастье?

Важное событие наступившего учебного года – введение стандартов начального образования в пилотном режиме. В каждом регионе прошли обучающие семинары для педагогов и управленцев, определено количество экспериментальных школ. Так, если в Республике Татарстан и Ростовской области по новым учебным планам начнут заниматься 26% первоклассников, то в Новосибирской и Новгородской областях, Республике Удмуртии и Приморском крае – все 100%.
При этом Е.Низиенко напомнила о том, что стандарты второго поколения включают требования не только к структуре и результатам освоения основных образовательных программ, но и к условиям их реализации. Это означает, что экспериментальные школы должны быть оснащены современным учебным оборудованием, мебелью и т.д., что потребует от регионов немалых финансовых затрат.
Например, из столичного бюджета на эти цели израсходовано порядка 800 млн рублей (это при том, что Москва выглядит довольно скромно на фоне других субъектов РФ по количественным показателям: почти из 2000 образовательных учреждений столицы в эксперименте примут участие 180 школ, в которых обучаются 16% от общего контингента первоклассников). В течение 2011–2012 гг. в условиях массового перехода на стандарты начального образования московское правительство намерено выделить 2,5 млрд рублей.
Эти цифры озвучила на городской педагогической конференции вице-премьер московского правительства Людмила Швецова.
Однако начальник Департамента образования г. Москвы Ольга Ларионова считает, что создание материально-технической базы школы – важное, но не главное условие реализации ФГОС. Гораздо большее значение, по ее мнению, имеет «та атмосфера, тот микроклимат, который сопровождает ребенка в детском саду, в школе, студента в колледже».
По ее словам, комфортная образовательная среда способствует повышению мотивации в обучении, сохранению здоровья. Однако, согласно данным анкетирования, в котором приняли участие 3000 учащихся московских школ, около 40% опрошенных признают, что у них не сложились отношения с учителями, 2,4% чувствуют себя в школе отверженными и одинокими, каждый шестой школьник фиксирует неуважение к себе.
«Таким образом, создание образовательной среды, направленной на формирование человека-исследователя, человека свободного, не сломленного бесконечными конфликтами, человека, уважающего собственное достоинство,  – это главная задача каждого педагогического коллектива», – констатировала О.Ларионова.
Аналогичного мнения придерживаются и управленцы федерального уровня.
Так, рассказывая о другом важном событии этого учебного года – введении нового Порядка аттестации педагогических работников (соответствующий приказ зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г., вступит в силу с 1 января 2011 г.), Е.Низиенко подчеркнула, что успеваемость учащихся и даже их победы в олимпиадах не должны быть главными критериями при аттестации педагогов, тем более в тех случаях, когда они работают в коррекционных классах.
«Гораздо важнее положительная динамика развития ребенка, его психологическое самочувствие, в том числе – ощущает ли он себя успешным, счастливым, комфортно ли ему в школе», – отметила она.
Хочется надеяться, что это требование найдет отражение в методических рекомендациях Минобрнауки, а субъекты РФ примут их к сведению.

Дефицит кадров школе не грозит

Одной из особенностей нового порядка аттестации является обязательность ее прохождения один раз в пять лет на соответствие занимаемой должности (раньше эта процедура носила добровольный характер). В случае отрицательного заключения аттестационной комиссии работодатель вправе уволить учителя.
Не возникнет ли вследствие таких жестких подходов дефицит учительских кадров?
По мнению Е.Низиенко, на сегодняшний день такой проблемы в стране нет: в среднем в российских школах насчитывается около 2% вакансий – в основном по физике, математике, иностранным языкам.
Но вполне возможно, и эта ниша скоро будет заполнена благодаря тому, что 1000 лучших выпускников вузов, отобранных на конкурсной основе, придут работать туда, где они востребованы. Правда, о чистом энтузиазме в данном случае говорить неуместно: каждый из молодых специалистов будет получать гранты – по 500 тыс. рублей в течение двух лет (а отработать необходимо не менее 5 лет). Субъекты РФ принимают участие в софинансировании этой программы, предоставляя приезжим учителям жилье на время их работы.
Насколько конструктивной окажется эта идея, пока судить преждевременно, но в любом случае это решение будет своевременным: ведь на сегодняшний день в школах работают лишь 18% молодых педагогов (до 30 лет), около трети находятся в возрасте от 50 до 59 лет и 11% – старше 60 лет.

Рейтинг@Mail.ru