Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Гулина Жанна

Между ценниками и ценностями

Чем жила молодежь в девяностые и нулевые

Старшеклассники приходят после каникул в школу и слышат: «Как выросли! Повзрослели-то!» Факт. Но только до первого урока. Перед требованием программы, предстоящими экзаменами и другими обязанностями они снова «уменьшатся», пригасят личное, спрячут индивидуальное. Начнется подстройка под логику взрослых. Мир – это социальная лестница; знания – путевка в жизнь; сама жизнь – борьба. Нельзя отвлекаться, терять время попусту – аутсайдером станешь. Не успеешь – пропадешь.
Оценки, баллы, рейтинги – и будто бы эта гонка есть жизнь?
Школьная – да. Отчасти домашняя. Но есть у подростка и своя жизнь, свои представления о мире и о ценностях…

Молодежь, к коей по возрастной категории я отношусь, очень разная. Когда мы делали молодежный фестиваль в Петербурге, я столкнулась с жесткими сердцами деловых сверстниц и была поражена; когда три месяца кряду я путешествовала по Индии, ощутила дефицит духовности в собственном сердце. Что уж говорить о ценностях современной молодежи – всей!
Но попробую. И начну издалека.

Детство в эпоху перемен

Мы начали осознавать мир в 90-е, впитывая в себя атмосферу постсоветской реальности: видаки, приставки, игры, спутниковое телевидение, куклы Барби и конструкторы Лего, парк аттракционов, Макдоналдс, Пицца-хат, «Поле чудес». Тогда же прорвало плотину советского аскетизма. В страну потекли материальные прелести, они заполонили прилавки, ввалились в квартиры, запали в сердца людей. С ними вместе – реклама: «Купи! Продай! Вложи! Проценты! Зубы! Машины! Распродажа!»
Тогда же – отмена формы, продажа пиццы и кока-колы в школьных столовках, появление модных журналов, зарубежные кумиры, свободный доступ к музыке, литературе и фильмам, МТВ и молодежные передачи, где преподавались первые уроки поцелуев и флирта или «как быть крутым, имея тачку за сто штук баксов». Кто-то выбирал в кумиры Бритни Спирс, а кто-то – панковскую группу «Green Day». Мне были неинтересны Леонарды Ди Каприо и пышные бюсты танцующих «Блестящих», я предпочитала смотреть «Симпсонов», зарубежные мультики по кабельному и передачи вроде «Очумелые ручки», «Сам себе режиссер», «Зов джунглей» и прочие. Был выбор!
Появился компьютер. Он заменил многим увлечение рисованием, музыкой, танцами. Но в то же время расплодилось множество курсов: хореография, айкидо, дзюдо, школы музыки и иностранных языков, куда родители активно устраивали своих детей, дабы они совсем не оплыли у компов.
Тем временем мир продолжал меняться.
Мы превратились в тинейджеров
А затем наступили нулевые. Появился интернет. Молодежь резко отдалилась от родителей, уйдя в пространство сетки, которая была совершенно непонятна большинству взрослых. Мы могли скрывать свой возраст, придумывать альтернативные личности – фантазии становились реальностью. Разброс по интересам и увлечениям был огромным, и каких-то конкретных модных течений тогда не выделялось.
Со временем в интернет ворвались реклама и телевидение. Молодежь вновь стала подвластна трендам, которые диктовались теми, кому это было выгодно. Помню, когда мне было 15, я причисляла себя к движению «неформалов». Нашими врагами были «скинхеды», «боны», «шарпы» и просто гопники. Мы отказывались от выпивки, сигарет, наркотиков и беспорядочных связей, выбирая музыку и живое общение. Параллельно подрастал «гламур». Тогда мы называли его ярких представителей «КосмоГерлами» и «ХугоБоями», девочек и мальчиков, которые соответствовали продиктованному формату журналов вроде «Космополитен» или «Vogue». Тех, кто в 16 стремился выглядеть на 20.
Были еще ботаники и геймеры, люди, которые предпочитали проводить время в обществе одноклассников, активно готовясь к институтам или играя в игрушки и смотря кино и аниме.

Когда исполнилось 20

К концу десятилетия все перемешалось. Хулиганы начали блюсти стиль и следить за маникюром, при этом продолжали бегать на футбол и устраивать беспорядки, стараясь не замарать белые кеды кровью. Неформалы разошлись по музыкальным стилям и соответственно по интересам: «техно» – наркотики – ночные клубы; «хардкор» – антифа – вегетарианство; «инди»; «эмо»; экстремальный спорт.
Гламур остался гламуром, девочки и мальчики, достигнув 20-летнего возраста, открыли школы танцев и модные шоу-румы. Ботаники поступили в институты. Геймеры пооткрывали свои журналы и сайты. Анимешники стали устраивать фестивали, посвященные японской тематике.
То есть молодежь начала действовать в обществе в духе собственных сформировавшихся интересов. Не забудем о тех, кто все это покупает, слушает, смотрит, – о пассивных потребителях. И о пиарщиках, которые подстегивают деятелей к развитию.
Но главное – какими бы мы разными ни были, мы все стремимся к сбалансированной мирной, светлой жизни. И каждый, будь то гопник, гламурщик или фанат «Дома 2», стремится обрести счастье. Никто не хочет войны, все хотят жить ради жизни.

Про связь времен

Разумеется, мы отдаем себе отчет в том, что являемся частью большой системы, которая не может существовать без общепринятых устоев. Среди нас есть и те, для кого личными ценностями остается то, что нельзя купить за деньги: культура, история, наследие, доброта, любовь, забота о социальном меньшинстве. Познание мира, наука, искусство – не ради прибыли, а ради выражения своей индивидуальности.
А есть недовольные, которые устраивают Марши несогласных и требуют перенести столицу из Москвы за Урал. Есть богатые мажоры, никогда не задумывающиеся о том, что их обычный ужин в ресторане стоит целой пенсии одинокой бабушки из соседнего пяти­этажного дома. Есть девушки и мальчики, у которых в голове только новые шмотки и новые тачки. А рядом с ними растут будущие государственные деятели, литераторы, художники, музыканты – они направляют свою энергию на общее развитие.
Главное – никто никому не завидует. Пусть миллиардеры пухнут от количества банкнот, заработанных на ресурсах, которые еще совсем недавно принадлежали народу. Но когда-нибудь сын миллиардера переоденется в бродягу, возьмет тележку и пойдет собирать бутылки – просто ради ощущения жизни.

Рейтинг@Mail.ru