У КНИЖНОЙ ПОЛКИ
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Почему многие хорошо успевающие ученики оказываются неуспешными в жизни? По мнению психологов, одна из главных причин состоит в преобладании определенного подхода к организации учебного процесса, который не предполагает интеграции субъектного (жизненного), ментального (относящегося к сфере интеллектуальных процессов) и учебно-познавательного опыта детей. Следствием такого подхода становится так называемое «расслоение знаний»: знания, которые ученик приобретает в ходе учебных занятий, и знания, полученные иными способами, существуют как бы сами по себе, независимо друг от друга. Подобной дезинтеграцией и обусловлены многие проблемы учеников, которые зачастую не мешают хорошей учебе в школе, но негативно сказываются на социальной адаптации выпускника. Изучению этих проблем было посвящено исследование кандидата педагогических наук Ирины Кибальченко. Результаты представлены в статье «Взаимосвязь субъектного, ментального и познавательного опыта у лиц с разной успеваемостью» («ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ», № 3 за 2010 год).
Как показало исследование, у школьников с высокой и у школьников с низкой успеваемостью дезинтеграция различных видов опыта проявляется по-разному. Например, у отличников это нередко приводит к заниженной оценке собственных знаний и способностей. Примечательно, что ответом на недоумение «Почему ты так не уверен в своих знаниях? У тебя же хорошие оценки…» зачастую бывает фраза «ЕГЭ покажет». Многие ученики с низкой успеваемостью, напротив, склонны завышать свои достижения.
В то же время в обеих группах (с высокой и с низкой успеваемостью) есть немало ребят с «точным и быстрым» стилем деятельности. Как правило, они неплохо справляются с простыми заданиями, но часто ошибаются в сложных задачах.
В части рекомендаций автор говорит о необходимости введения в учебный процесс заданий, направленных на сопоставление своих учебных результатов с жизненными и карьерными планами. Также автор советует учителям чаще обращать внимание детей на то, что учебная деятельность связана с развитием интеллектуальных умений и навыков. Например, отмечать, что ребенок научился делать обобщения или стал регулярно задавать вопросы на углубление понимания.
Как известно, дети очень тонко чувствуют, занимается с ними учитель по зову души или всего лишь по обязанности. И если педагог не испытывает настоящего интереса к своему делу, у него мало шансов завоевать авторитет у ребят. Между тем, как показало исследование доктора психологических наук Витольда Ясвина, проявления показной активности у педагогов встречаются довольно часто. В статье «Педагогический блеф и другие психологические барьеры профессиональной эффективности учителей» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 6 за 2010 год) Витольд Ясвин раскрывает психологические механизмы этого явления.
Оказывается, людям, которые действительно увлечены своим делом, присуще определенное отношение к объекту деятельности. Это отношение можно описать с помощью четырех показателей: эмоционального компонента (связанного с оценочными суждениями «нравится – не нравится), познавательного (отражающего степень интереса к объекту), практического (проявляющегося в сверхнормативной активности, например, в исследовательской и проектной работе с учениками, организации экскурсий, экспедиций…) и так называемого поступочного компонента (поступки, направленные на изменение внешнего окружения, например, на привитие детям определенного отношения к науке). Так вот, у таких увлеченных профессионалов все эти показатели обычно бывают проявлены в высокой степени, но на первый план выходит практический компонент, а поступочный, как самый «трудный» для реализации, как правило, выражен несколько слабее. В педагогической же среде часто встречается доминирование последнего компонента при относительно низких значениях других показателей.
Еще Белинский писал, что «моральные сентенции не только отвратительны и бесплодны сами по себе, но и портят даже прекрасные и полные жизни сочинения… У вас есть нравственная мысль – прекрасно; не выговаривайте ее детям, дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце вашего рассказа, но дайте им самим вывести...». Уйти от морализаторства на уроках этики помогает метод педагогического стимулирования. О том, как применять этот метод на учебных занятиях, подробно рассказывается в статье кандидата педагогических наук О.Величко «Методы стимулирования нравственного развития младших школьников» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 7 за 2010 год).