О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
В.В.Ярошенко, Ю.В.Козлова
В поход с классом
М.: Творческий центр «Сфера», 2004
Что в школьной жизни ученики считают самым привлекательным, а учителя ценят как самую эффективную форму обучения и воспитания? Конечно, поход. Он таит в себе массу потенциальных возможностей: наладить доверительные отношения внутри класса, применить на практике предметные знания, выявить способности ребят, пробудить их интерес к исследовательской работе и самоуправлению. Но для того чтобы максимально использовать все эти «точки роста», педагогу придется приложить немало усилий, умения и педагогической мудрости.
Авторы, имеющие богатый опыт в области туризма и педагогики, делятся некоторыми правилами и приемами, которые помогут «избежать типичных ошибок и достичь поставленных целей, получить удовольствие от пройденного маршрута и общения с природой». Ведь очень важно правильно выстроить работу с самого начала подготовки к походу: наметить цели, выбрать маршрут в соответствии с ними. И уже здесь придется учитывать немало факторов: и экономический, и эстетический, и образовательный. Учителю-новичку пригодятся разработки, помогающие составить план туристической работы, оценить образовательный потенциал маршрутов, оформить документацию. В частности, можно откопировать форму приказа по школе о проведении похода, форму списка участников, маршрутный лист, график прохождения маршрута и просто заполнить их.
Отдельные главы рассказывают о том, что необходимо взять с собой в зависимости от времени года и погоды, какое место в туристическом строю лучше занять педагогу, каковы правила поведения в лесу. Один из самых тревожных вопросов для руководителя – безопасность детей в походе. В книжке вы найдете подробные инструкции, как вести себя во время купания, в транспорте, на привале, на склоне горы, как обезопасить участников от возможных травм и болезней.
Много внимания уделено организации взаимодействия в группе и образовательным аспектам похода. В большой степени его эффект определяется тем, как организовано обсуждение итогов, о чем тоже подробно рассказывают авторы.
А.Гиппиус, С.Магид
Как пережить 1 сентября
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007
Книжка построена как диалог опытного детского психолога с мамой, которая задает вопросы относительно сложных перипетий, предваряющих первый школьный день ученика. Ведь волнения и заботы родителей начинаются задолго до этого исторического момента. Взрослые настраивают ребенка на учебу и выбор кружка или секции, придирчиво выбирают школу и учителя, записываются в группу подготовки к школе, и наконец, дело доходит до покупки всех необходимых для школы вещей, сбора ранца и последних напутствий.
Вы удивитесь, но на каждом этапе, по опыту психолога, родители склонны делать неверные шаги или следовать стереотипам, которые не идут на пользу душевному и физическому благополучию их ребенка. Например, очень вредны завышенные ожидания, когда мамы и папы рассказывают, как прекрасно учились в школе все родственники ребенка. Или ожидают от малыша, что он воплотит в жизнь все несостоявшиеся мечты и амбиции взрослых.
Немало волнений связано с выбором школы – специальная или обычная по соседству, государственная или частная? И с возрастом, в котором следует начинать учебу, – в шесть или в семь? И с учителем – по «заслуженности» выбирать или по типу характера? По поводу всех этих вопросов психолог дает свои рекомендации.
И вот наконец долгожданный день наступил. Как родители могут помочь малышу адаптироваться в первые школьные дни и, что не менее важно, как самим взрослым сохранить душевное равновесие, – об этом рассказывается напоследок.