ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
Педагогика первых уроков
Рабочие секреты для молодого учителя
Молодой педагог накануне своего первого учебного года, когда он войдет в школу не в качестве ученика (пригодится ли одиннадцатилетний опыт ученичества?) или стажера
(нетрудно дать пару интересных уроков, да еще в присутствии старших коллег – как продержаться хотя бы четверть в одиночку?),
но полноправным штатным сотрудником, с многочисленными обязанностями и непомерной ответственностью.
Сколько вопросов, сомнений, страхов… С чего начать?
Обустройство кабинета
Пока детей в школе нет, самое время обжиться в кабинете, даже если вам там выделена только полочка в шкафу.
Подумайте, чем вы собираетесь здесь заниматься с ребятами и как можно организовать имеющееся пространство для этих занятий. Что из учебных пособий, справочников, канцелярских принадлежностей вам надо держать под рукой хотя бы в первые несколько недель?
Речь не идет о радикальной перестройке. Просто если вы намерены проводить конференции, слушать доклады – раздобудьте хотя бы стул особенный для докладчика.
Стоит запастись ручками, карандашами, листочками и положить их так, чтобы дети могли сами брать необходимое, не отвлекая вас лишними вопросами и просьбами. Известно, что в первые дни ученики не всегда тщательно собирают портфели. Да и к урокам молодого педагога относятся легкомысленно. Но это не значит, что ребята привыкнут приходить к вам на урок без ручек и тетрадей. Наоборот, поймут вскоре, что у вас приходится работать без всяких отговорок. Кстати, сданные на листочках «самостоятельные» можно не проверять, пока к ним не будет приложена полноценная тетрадь.
Пока будете наводить красоту и порядок, успеете понять, жаркий вам достался кабинет или прохладный, какое окно лучше открыть, чтобы не было сквозняка.
Устраиваясь в кабинете, вы и себя почувствуете в школе уютнее, и познакомитесь с соседями, поймете традиции. Увидите свою нишу.
Приятное знакомство
Хорошо бы заранее познакомиться с родителями учеников. Можно разослать им письма, например, по электронной почте (список электронных адресов класса сегодня так же необходим учителю, как и список телефонов), рассказать о своих планах и намерениях и сразу попросить какой-то помощи. Не материальной (это настораживает), а организационной (это сближает). Попутно вы много узнаете про семьи, с которыми предстоит сотрудничать.
Материал для размышлений дают не только традиционные анкеты. Отличный способ – предложить родителям написать советы по обращению с собственными детьми. Или даже сказку, если речь идет о малышах – их папы и мамы еще не отвыкли от детской литературы.
Личное знакомство педагога с родителями помогает избежать многих недоразумений. В частности, в тех ситуациях, когда дети «прикрывают» родительским авторитетом собственные ошибки. Раздался телефонный звонок на уроке – «это мама мне звонит». Нет домашнего задания – «папа вчера просил помочь по хозяйству».
Глаза в глаза
Конечно, больше всего начинающего педагога волнуют взаимоотношения с учениками. Как вести себя? Как реагировать на непослушание? Как избегать ненужных конфликтов?
С одной стороны, хочется подружиться с ребятами. И разница в возрасте бывает невелика. С другой стороны, излишняя фамильярность порой мешает предъявлять требования к работе, ставить справедливые оценки. Хочется быть самим собой, но приходится соблюдать определенную профессиональную этику, выполнять многочисленные обязанности.
Хочется, чтобы ученики уважали. Но важно понимать, как выглядит это уважение с вашей точки зрения и с точки зрения ребенка. Может, его бесконечная болтовня и есть проявление симпатии, доверия? А вам хотелось бы молчаливого внимания? Это стоит обсудить.
Верная интонация найдется со временем. Важно быть последовательным и понятным детям. Скажем, в первые дни на волне хорошего настроения вы терпеливо ждали учеников после перемены, и они привыкли не спешить. А потом решили быть построже и закрыли дверь со звонком.
Если вас в самом деле беспокоит непунктуальность, обсудите это с детьми, подумайте, как добиться своевременного возвращения на урок тех, кто проводит перемену на улице и порой не слышит звонка.
Когда возникает необходимость в наказаниях (кто-то упорно нарушает совместно принятые правила), они обязательно придумываются вместе с детьми – осмысленные, не унизительные.
Конечно, молодым учителям, как всем (и даже чаще), приходится делать замечания. И чувствуют они себя в этой ситуации неуверенно: вдруг дети не послушаются? Вероятность взаимопонимания тем выше, чем меньше свидетелей у неприятной сцены. Выговор ученику лучше делать с глазу на глаз или тихим голосом, подойдя поближе, а не от противоположного края класса.
При этом важно встретиться с глазами ребенка. Поймать его взгляд и самому всмотреться – не пристально (воспринимается как вызов), а внимательно и спокойно, как заинтересованный собеседник.
К сожалению, дети не всегда готовы посмотреть на учителя. Особенно если разговор напряженный. Уставятся в пол, в окно… Замолчите на минутку. Пауза в беседе заставит ученика взглянуть на вас.
Иногда претензии к конкретному ученику (дразнит кого-то в классе, ходит в грязной одежде) не осмеливаешься высказать ему лично. Можно пообсуждать аналогичную абстрактную проблему (о смешных и обидных прозвищах, о сравнительных достоинствах разных дезодорантов или пользе контрастного душа) с небольшими группами детей. У ребенка будет возможность услышать ваше мнение, самостоятельно сделать какие-то выводы.
В критической ситуации (драка, ссора) необходимо давать максимально четкие распоряжения, обязательно называя ребенка по имени: не «разошлись все отсюда!», а «Максим, немедленно в класс!». Решительное вмешательство взрослого дети порой воспринимают с облегчением. Они в глубине души хотят, чтобы их агрессию кто-то остановил.
Тяжелые дни у вас, конечно, будут, вы к этому готовы. У детей тоже бывают неудачные дни. И в первую очередь срываться они будут на молодом педагоге. Стоит помнить об этом и быть снисходительным и осторожным с теми, кто явно не в настроении.
О времени
Главная проблема начинающего педагога – хронический дефицит времени. Нет умения быстро справляться со школьной рутиной, нет запаса форм, опереться не на что – все впервые, все с нуля.
За счет чего можно сэкономить? Прежде всего за счет распределения ответственности, обязанностей. Доверьте ученикам (поодиночке или небольшими группами) готовить и вести самостоятельно отдельные части урока (игры, опросы, диктанты…). Это даст возможность сосредоточиться на помощи самым «непонятливым». А главное – понаблюдать за ребятами, понять, как они работают, в чем их учебные трудности. (Это время жалко посвящать заполнению журнала или проверке тетрадей – с бумажками разберемся позже.)
Придумайте заранее традиционные формы, ситуации (или превратите случайные находки в традицию), которые будут повторяться из урока в урок. Например, первые пять минут всегда посвящены письменным ответам на вопросы по теме прошлого занятия или чтению стихов. А для группового обсуждения всегда разворачиваются две парты в противоположных углах класса (остается свободный проход и разговоры соседей не так слышны). Если объявлена самостоятельная работа, ученики, сидящие на первых партах, сразу берут в определенном месте тетради (словари, задачники) и раздают в своих рядах. Никакой суеты, неразберихи. Если ребята заранее знают, чем будут заниматься, им легче собраться с мыслями, настроиться. И не придется лишний раз тратить время на обсуждение правил, дисциплинарных проблем.
Традиционными могут стать и определенные формулировки, обращения, способ задавать вопросы, вступать в спор. Слова, помогающие поддерживать доброжелательную рабочую атмосферу на уроке: уважаемый докладчик, рецензент, оппонент, позвольте задать вопрос на понимание. Это, конечно, не совсем всерьез. Это игра, но игра, которая возвышает ребят в собственных глазах, придает значимости процессу. Игра, которую они скорее всего охотно подхватят за учителем.
Как бы ни хотелось успеть решить до звонка еще парочку задач, есть моменты, когда нельзя нетерпеливо поглядывать на часы. Например, если ребенок уже начал отвечать на заданный вопрос. Пусть он говорит невпопад, все равно дослушайте. Непременно отметьте ценную мысль, интересную идею, оставив разбор ошибок на потом. Детям нужна информация не только о проблемах, но и о сильных сторонах своего интеллекта, характера.
В целях экономии собственных сил назначайте каждый урок ответственного «за комплименты» – того, кто постарается заметить чужие достижения и сообщит о них коллективу. Такое поручение поможет не слишком внимательному ребенку сосредоточиться на происходящем в классе. А остальные почувствуют себя на занятии чуть увереннее – их поддерживает «свой человек».
Скорее всего половина запланированных на урок заданий не будет выполнена. Не страшно. Если ребята сосредоточились на чем-то одном (с новым учителем им сложнее это сделать), не стоит их отвлекать, переключать на другую работу. Постепенно учительские планы станут более реалистичными, а дети научатся действовать быстрее.
Чтобы не впадать в уныние и не страдать от неизбежных в первое время промахов и неудач, педагог может наметить себе на неделю, на месяц парочку конкретных насущных задач и проверять регулярно, насколько он приблизился к их осуществлению. Это позволит увидеть темпы профессионального роста, направление движения. И заодно уточнить цели. Ведь если какая-то задача не решается, может, и не надо над ней биться. Может, стоит выбрать иную цель?
Коллективный разум
По поводу трудных детей стоит почаще советоваться с коллегами, которые работают в том же классе. Наличие общих неразрешимых проблем и успокаивает, и заставляет действовать сообща.
А еще можно напроситься в гости на урок к тем, кто, как вам кажется, работает интересно, с удовольствием. У вас появится шанс подсмотреть на занятии полезные мелочи, о которых не пишут в учебниках. И даже учитель-изобретатель порой не сознает, почему у него медлительные ученики успевают выполнить задание, а болтуны готовы внимательно слушать одноклассников. Зато посторонний наблюдатель ценную деталь заметит и запомнит. Сначала захочется применить чужой опыт, постепенно появятся собственные идеи.
Стоит познакомиться поближе со школьным психологом, социальным педагогом, если они есть. Эти люди расскажут об особенностях разных классов, поделятся своими профессиональными секретами.
Рабочая тетрадь для учителя
Представляя будущий учебный год, новых незнакомых учеников, стоит ответить самому себе на несколько вопросов, чтобы осознанно выстраивать стратегию поведения, выбирать приемлемые для вас формы работы.
Сразу решите: допустим ли шум в классе? Какого уровня? В каких ситуациях тишина в самом деле необходима? Когда шум неизбежен? Будут ли вас смущать замечания коллег по поводу вашей неспособности поддерживать дисциплину?
Может, от каких-то чрезмерно энергичных игровых занятий стоит пока воздержаться? Заодно выясните, кто работает по соседству, какова слышимость в кабинетах. Очевидно, во время контрольных ваши ученики не должны кричать на весь коридор.
Каким способом вы сможете остановить шум в классе, если понадобится перейти к другой форме работы?
Всегда ли в кабинете должен быть порядок? В каких ситуациях допустимы беспорядок, мусор на полу, беспорядочно расставленные стулья и парты? Кто (дежурные? представители команд? добровольцы? нарушители дисциплины?) и когда (в последние пять минут урока или на перемене будет наводить чистоту после коллективного изготовления грандиозного макета или классной газеты?
Что в кабинете станет знаком вашего присутствия? Что коллеги и, главное, ученики смогут узнать о новом учителе, переступив порог? Вы педант? Любитель цветов или собак? Ценитель и коллекционер детских работ? Найдите место и форму для самого важного сообщения.
Вам наверняка важно мнение учеников. Каким способом они смогут высказать вам свои пожелания: почтовый ящик для записок? доска объявлений и стопка стикеров? множество карточек с вашим электронным адресом на полочке, чтобы ребята сообщали вам, к примеру, о сложностях с выполнением домашнего задания или объясняли непублично причины пропущенного урока?