ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Финансовое стимулирование учителей: мировой опыт
Этот опыт достаточно интересен и разнообразен, хотя не всегда удачен. Вот несколько примеров.
Начнем с Америки. В Техасе в 2007–2009 годах в ряде школ проводился эксперимент по поощрению эффективных педагогов за счет системы грантов. Результат, увы, нулевой, возможно потому, что педагогу, который тратит много сил на детей, некогда подавать заявки на гранты и отчитываться.
В Кении в 1998–1999 годах попытка платить учителям за высокие тестовые баллы учеников способствовала некоторому повышению эффективности преподавания в классах для благополучных детей. Напротив, результаты в классах с менее благополучным контингентом учащихся ухудшились. В Мексике подобная попытка длилась дольше – 5 лет. Стало понятно, что в младших классах результаты детей никак не улучшаются в связи с изменениями в учительской зарплате. В старшей школе ситуация улучшилась, но, по оценкам специалистов, на 3–10%, то есть не слишком радикально.
В то же время в Израиле, где три года проводился аналогичный эксперимент, наблюдался определенный положительный эффект, причем в самых разных школах, в том числе в религиозных, в национальных. Секрет успеха, вероятно, в том, что работа велась в небольшом количестве школ и была возможность видеть нюансы, тщательно следить за тем, как именно педагог добивается от детей высоких учебных результатов.
В Чили в последнее десятилетие ХХ века повышение оплаты труда педагога проводилось по результатам аттестации. Учителя, если хотели, сдавали письменные тесты на знание основ педагогики и преподаваемого предмета, а также представляли портфолио с описанием собственной работы. Оценки учеников, результаты тестов при этом никого не интересовали. Каждая такая аттестация позволяла получить прибавку к зарплате, которая сохранялась до тех пор, пока педагог не захочет снова подать заявку на прохождение аттестации. Педагог, согласившийся работать в отдаленной сельской школе, получал зарплату процентов на 30 выше, чем городской, соответственно и премия выглядела весомее. Ведь повышать квалификацию вдали от цивилизации гораздо труднее.
В Англии в некоторых регионах, если выпускные классы демонстрируют на экзаменах более высокие результаты, чем прошлогодние выпускники, весь коллектив школы получает премию. Это заставляет преподавателей поддерживать друг друга, сотрудничать, ведь победа зависит от усилий каждого. Кроме того, люди не ждут сиюминутного успеха, думают об отдаленных последствиях.
Один из самых успешных экспериментов был осуществлен в Индии в 2006–2008 годах: учителя получали надбавки за реализацию педагогических проектов. Ситуация действительно улучшилась, причем не столько в первый год проведения эксперимента, сколько впоследствии.