Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ


Кириллова Светлана

ЕГЭ-2010 без прикрас

Семь тысяч звонков, поступивших на «горячую линию» Общественной палаты

В ходе единого государственного экзамена 2010 года Общественная палата Российской Федерации организовала бесплатную «горячую линию» для жителей России, включая регионы Сибири и Дальнего Востока. Возможностью рассказать о ходе ЕГЭ и задать вопрос эксперту воспользовались более 7 тысяч россиян.
5600 входящих звонков было обработано в виде стенограммы. С разрешения куратора проекта председателя Общественной палаты РФ Любови Духаниной мы знакомим наших читателей с некоторыми моментами «горячей линии». Мы не называем мелкие населенные пункты, номера школ, имена и фамилии. Полный анализ полученного материала будет сделан в докладе Общественной палаты, который выйдет отдельной брошюрой.

 

Сайт не отвечает

99% из 7 тысяч позвонивших (а многие в этот момент как раз сдавали ЕГЭ) смутно себе представляли, как проводится ЕГЭ.
Большинство вопросов, поступивших экспертам call-центра Общественной палаты РФ, касалось сравнительно несложных процедурных вопросов.
Об уровне осведомленности звонивших можно судить по вопросам: «Если на ЕГЭ отберут шпаргалку, есть ли штраф?» (Московская область), «Сколько стоит допустить ребенка к ЕГЭ?» (Республика Дагестан).
До сих пор считалось, что на все вопросы должен ответить федеральный сайт www.ege.edu.ru, посвященный подробностям проведения ЕГЭ. Между тем большинство звонивших в Общественную палату родителей, учителей и учеников не знали ресурса ege.edu.ru.
Выяснилось и другое: в некоторых регионах локальные «горячие линии», посвященные ЕГЭ, существуют только на бумаге. Вместо телефона, по которому можно обсудить проблемы ЕГЭ с экспертом, родителям и учителям дают «молчащий номер».
«Мне дали номер «горячей линии», но это телефон регионального министерства образования. Там никто не отвечает. Что нам делать в этой ситуации?» (Республика Башкортостан).
Другой звонок: «Вы мне дали номер горячей линии в нашей республике, но это оказалось министерство образования Дагестана» (Республика Дагестан).
Когда же сотрудники call-центра Общественной палаты предлагали детям и их родителям обратиться за консультацией к организатору ЕГЭ, следовал ответ: «Организатор не знает».
Вместо ответа педагоги советовали ученикам позвонить прямо из ППЭ в Москву!

Вопросы к организаторам

Больше всего претензий звонившие высказали именно к подготовке организаторов ЕГЭ.
Учителя работали организаторами ЕГЭ, не зная инструкции по проведению экзамена (как, впрочем, и российского законодательства). Поэтому в разных регионах были отмечены одинаковые проблемы: обыски детей, незаконное изъятие разрешенных калькуляторов, изъятие выключенных мобильных телефонов.
«Во время проведения ЕГЭ детей обыскивали перед входом, перед туалетом и после него. На детей оказывали психологическое давление. Большие очереди в медпункт. Дети бросали экзамен и просто выходили из аудитории» (Краснодарский край).
Отголоски нервозности, царившей во многих пунктах ППЭ, слышатся в вопросах:
«Правомерно ли, что когда детей водят в туалет, преподаватель наблюдает за детьми в туалете?» (Республика Бурятия).
Или:
«Если ребенок упал в обморок, ему не снизят баллы?» (Самарская область).
То, что организаторы и сами не знали, что им делать в той или иной ситуации, подтверждается их собственными звонками. К сожалению, никто не спросил: «Как я должен вести себя, выпуская ребенка в туалет?»
Чаще всего вопросы звучали так: «Как должно быть написано то или иное слово – с пробелами или без?»
Реже – так: «Я являюсь ответственным организатором. Сегодня я перепутала номер дополнительного бланка ответов номер 2. Потом я все исправила, мы составили служебную записку. Что меня ожидает?»
В общем, организаторам тоже было не к кому обратиться.
Заметим: подготовкой организаторов ЕГЭ занимается регион. Он же отвечает за создание ППЭ и доставку детей.
В 2010 году многим школьникам пришлось добираться в ППЭ за сотни километров. Родители, обратившиеся в Общественную палату, подчеркивали: на их жалобы местные власти не отреагировали.
«Скажите, а куда можно обратиться, если учеников везут за 250 километров в пункт проведения экзамена? Дети выезжают в 3 часа ночи. Мы писали заявление, но там считают, что это правильно» (Саратовская область).
«Дети писали экзамен очень далеко от места жительства – 200 км. Им пришлось вставать рано – в 6 утра, долго ехать» (Ростовская область).
«Почему детей заставляют ехать три часа на экзамен, три часа обратно? Путь очень долгий и сложный на автобусе, потом еще по реке. В итоге дети приезжают в таком состоянии, в котором просто невозможно сдавать единый экзамен. Мы жаловались в роно. В ответ нам нахамили» (Костромская область).
«Почему детей везут в другие районы за 100 км? Их забирают в 5 часов, очень неудобно» (Ставропольский край).
От многих родителей перед ЕГЭ потребовали сброситься на бензин.
«С нас собрали по 350 рублей на бензин при доставке выпускников на ЕГЭ» (Тамбовская область).
«Нам выделили машину, но надо скинуться по 50 рублей на бензин. Это разве правильно?» (Республика Адыгея).
Родители сообщили, как выходят из положения управленцы в некоторых регионах.
«Подруга моей дочери учится в… это недалеко от Санкт-Петербурга. Там все делается проще: экзамен пишут в своей школе со своими учителями, но ставят другой код пункта сдачи экзамена» (Ленинградская область).
Соблюдение процедуры оказалось самым слабым местом ЕГЭ. Мы уже видели, как сами школьники звонили экспертам «горячей линии» прямо из аудиторий ППЭ. Некоторые из них заодно спрашивали: «Какой способ словообразования слова «застой»?», «Как писать фамилии политических деятелей? Какую букву – Ё или Е?».
Позвонить в call-центр решались даже самые нахальные «решальщики». Однако они получали ответ: «Наши эксперты не отвечают на вопросы ЕГЭ».
И все же кое-что отрадное в этой ситуации есть.

Плата за экзамен

Лишь единицы россиян указали на коррупцию – то есть на получение педагогами и организаторами личных выгод от нарушения процедуры ЕГЭ. Для Центральной России, Сибири и Дальнего Востока подобные примеры можно перечесть по пальцам.
Например: «КИМы забираются, ответы вносятся, потом КИМы заносятся обратно. Относится это к детям начальников и влиятельных людей» (Липецкая область).
«Некоторым детям подсказывали на ЕГЭ. Они давали за это деньги» (Орлов­ская область).
«В нашем районе были нарушения: на этих ЕГЭ участвовали сами преподаватели. На этом зарабатывают школы» (Республика Башкортостан).
Подавляющее большинство сообщений о коррупции на ЕГЭ поступили из Южного федерального округа.
«За сдачу ЕГЭ деньги платят? У нас берут 300 руб.».
«У нас собирают деньги за сдачу ЕГЭ, по 2–3 тыс. рублей».
«У нас за один ЕГЭ просят 10 тыс. рублей. Что нам делать?» (Дагестан).
«В Дагестане (называется район и школа) экзамен стоит 5000 р. Соответственно 2 экзамена стоят 10000 р.».
«Мне перепутали, вместо биологии записали физику. Мы обратились в департамент, нам сказали, что нужно заплатить 50 тыс., чтобы переписали» (Карачаево-Черкесская Республика).
В некоторых районах коррупция стала системной.
«Сегодня были выявлены нарушения во время сдачи ЕГЭ по физике. Родители подъезжали к учителю с ноутбуком и решали задания экзамена. Ученик весь экзамен сидел с сотовым телефоном. Милиционер, который был на экзамене, сам проносил шпаргалки. Это организовано каждый год. Мы уже обращались в департамент образования. Меня уволили за такую активность. Я была в центре занятости, пыталась открыть свое дело, но меня везде преследуют, угрожают. Обеспечьте, пожалуйста, мою безопасность и безопасность моих детей» (Краснодарский край, имена, должности и телефоны названы).

Борьба за качество

А что же делают на ЕГЭ преподаватели из других федеральных округов России?
«На ЕГЭ многие дети списали, многие им помогали. На первой парте дети не могли списать, учителя им тоже помогали» (Пензенская область).
«В нашей школе во время экзаменов работы фотографируются, потом решаются и передаются. Это делается открыто» (Республика Башкортостан).
Субъект РФ должен ежегодно отчитываться о количестве двоек на ЕГЭ, как того требует федеральная Методика оценивания эффективности бюджетных расходов. Обилие двоек на ЕГЭ может послужить толчком к разговору о неэффективности расходования средств в образовании. А это влечет за собой вопрос, быть или не быть губернатору.
Поэтому не играет роли то, что учеников везут на ЕГЭ в другую школу. Субъект Федерации остается тем же!
И его социальный заказ – отсутствие двоек на ЕГЭ.
Родителей, звонивших в Общественную палату, поражало именно то, что все делается открыто.
«Это идет с разрешения отдела народного образования», – звонок из Липецкой области.
«На экзамене по русскому языку… в течение 15–20 минут постоянно приходили люди, приносили листы с заданиями… Сегодня я обратилась в отдел образования. И человек, который там сидел, как раз и подносил листы ученику, который писал экзамен» (Саратовская область).
Круг замкнулся.
Что огорчает при изучении стенограммы «горячей линии»?
Школы начали свою борьбу с двойками на ЕГЭ.
Один из методов – не допускать к экзамену слабых учеников, которые могут испортить картину сдачи экзамена. Из-за них школа может соскользнуть на более низкую ступень районного или городского рейтинга. А учитель поплатится за свое решение рублем из стимулирующей надбавки.
Конфликт «учитель–ученик» обогатился новыми деталями.
Звонок: «В течение нескольких уроков учитель прямым текстом говорил ученику, что не допустит его до единого экзамена. Человек просто побоялся из-за учителя сдавать ЕГЭ. Что делать?» (Ростовская область).
Или: «Когда была запись на ЕГЭ, моя дочь записалась на все экзамены, на которые хотела. Потом учитель физики стал угрожать, что если она не откажется сдавать этот экзамен, то будет ставить двойки, что он впоследствии и стал делать. В итоге он заставил-таки ее написать отказ» (Тамбов).
Или: «Сегодня нам сказали, что я не допущен на ЕГЭ. Я был в списках, но учительница подошла и разорвала пропуск по русскому, сказала, что я не сдам. Это правомерно?» (Ленинградская область).
Иногда слабых выпускников обманом не допускали на ЕГЭ.
«Мы пошли на экзамен, нам сказали, что Москва не пропустила нас на ЕГЭ» (Читинская область).
«ЕГЭ – это инструмент», – говорил один из главных идеологов единого государственного экзамена министр образования РФ Владимир Филиппов.
Работа call-центра Общественной палаты показала: в одних регионах ЕГЭ стал ненужным грузом, который местные власти стараются побыстрее спихнуть с плеч. В других он и впрямь превратился в инструмент – для решения внутренних проблем. В частности – с двойками в аттестате.
Следует ли удивляться словам пожилой учительницы, позвонившей в Общественную палату с прочувствованным обращением: «Я хотела бы передать благодарность тому, кто придумал ЕГЭ. ЕГЭ построен таким образом, что почти невозможно сдать на двойку!» (Самарская область).

Рейтинг@Mail.ru