Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Курбатов Рустам

Маятник модернизации

Кажется, путь «обновления» образования может привести нас назад – к старой доброй советской школе

Накануне нового учебного года ждешь хорошего настроения. Пусть будет много цветов, улыбок и новых учебников! Но хотелось бы и поделиться своими сомнениями по поводу ключевого тезиса нашей образовательной политики – «модернизации» школы. Смысл слова ясен: модернизация – то есть изменение в соответствии с требованиями времени, движение вперед, осовременивание. Я не говорю, что нет изменений и движения. Есть, но почему-то получается, что это движение назад, к той школе, которая была у нас двадцать–тридцать лет назад.


Активные доски и пассивные ученики

Была эпоха всеобуча, потом – реформ, а сейчас – модернизации. Это слово определяет суть министерской политики. Но какой смысл вкладывается?
Кажется, под «модернизацией» и «инновациями» понимается главным образом техническая сторона дела: интерактивные доски, персональные компьютеры, подключение школ к интернету. Кто ж спорит – конечно, каждая школа должна иметь выход в интернет. Но суть ведь не в этом. «К доске пойдет… К доске пойдет…» Чувствуете, озноб по коже и поджилки дрожат? И какая разница, к какой доске «пойдет»: к деревянной или интер­активной…
Доска она и есть доска. И национальный проект обеспечения школ «активными досками» только консервирует средневековую школу. Школу, где парты стоят рядами, а перед активной доской сидят пассивные ученики.
А это, кажется, самая инновативная наша инновация. Что уж говорить о прочих импульсах сверху. Я не буду приводить примеры, каждый учитель сам сможет составить список, если надо. Ясно одно: все эти «волны» инициатив сверху заканчиваются песчаными дюнами бумаг внизу.

Ужесточение режима

Как современного подростка заставить читать четыре тома «Войны и мира», половина первого тома, как известно, на французском языке? Раньше читали? Раньше была пионерская организация.
Можно ругаться, но современные подростки (и взрослые) привыкли к другому виду удовольствия – удовольствию от компьютерной игры и сериала. Что может поднять подростка с дивана? Выхода два: или пересматривать школьную программу, или идти на ужесточение режима.
Несколько десятилетий назад французы пересмотрели по той же причине своих классиков – «своих всё» – Корнеля и Расина. Кто пострадал от этого? Зато дети читают детские книжки, подростки – подростковые.
Но в России это не пройдет.
В школе возникают все более жесткие отношения и более явные формы принуждения к учебе. Уходит эпоха либеральных иллюзий и разговоров о добровольности, интересе и сотрудничестве. В ближайшее время, думаю, можно ожидать ужесточения режима в школе.

Школа Зеро

Слушаю по телевизору…
Современная школа в критическом положении. Уровень образования низкий, дети непослушны. По истории издан десяток учебников низкого качества и с ошибками… Такое положение угрожает национальной безопасности страны, через 20–30 лет в России не будет ни хороших инженеров, ни врачей. Государство должно уделять особое…
И мне интересно: а какие выводы из этого посыла делает нормальный обыватель?
Это всё реформы последних двух десятилетий. Ведь раньше не было таких глупостей, как десяток учебников по одному предмету с явными ляпами. Уровень образования лучше был, а про дисциплину уж говорить не будем… И проблем с государственной безопасностью не было.
Впереди непонятно что. Позади – хорошая и безопасная школа. Куда идти-то? Назад, к нашей старой доброй школе. Вот и получается школа-из-которой-нет-дороги. Школа Зеро.

Свобода и мышление

Модернизация школы – противоречие в определении. Модернизация армии, направленная на гуманизацию уставов и искоренение дедовщины? Модернизация системы пенитенциарных учреждений по внедрению «личностно-ориентированной» и «здоровьесберегающей» системы содержания…
Дело ведь не в «обновлении» фасада, а в том, чтобы подумать о самих основах школы как социального института. И ведь в девяностые годы, в эпоху великих педагогических реформ, были определены направления такого «думания».
Как представляется, два главных вектора – это свобода и мышление.
Свобода. Снизить градус принуждения можно лишь в том случае, если ребенку будет действительно интересно в школе и он будет понимать смысл того, что он делает. А для этого необходимо серьезно сократить объем программ и дать больше возможности (свободы) учителю в выборе содержания и методов работы.
Мышление. Отказ от модели школы как водокачки, перекачивающей кубометры знаний, умений и навыков из учебников в головы детей. Отказ от мифологемы «прочного знания», потому что прочное знание – это всегда неподвижное, мертвое знание. Человек «с прочными знаниями» часто не способен думать.
Большей ценностью могло бы быть «живое знание»: умение удивляться, задавать вопросы, не понимать, смотреть со стороны, чувствовать и догадываться, «видеть сердцем». Это и есть мышление: критическое, самостоятельное, творческое. Одним словом, мышление.

...Но помните пророчество мальчика из фильма «Город Зеро»: …«Ты никогда не уедешь отсюда…»?

Рейтинг@Mail.ru