2010 ГОД СОЛОВЕЙЧИКА
Наша истинная вина перед детьми – в духовной скаредности
Симон Соловейчик. Из книги «Педагогика для всех»
Люди очень озабочены сиюминутными делами: они боятся опоздать, они ждут встречи с работой, с товарищами, с начальством. Заботы! Проблемы! Тревоги! Мечтания и ожидания. Но есть русло, в котором текут все эти заботы, тревоги, радости и горести, любовь и злость, грусть и счастье; это русло – духовность в той или иной ее степени. Смысл жизни состоит в охране и развитии жизни, в развитии духа и в утолении его.
Даже если мы хотим видеть своего ребенка просто-напросто трудолюбивым, ничего больше, – мы должны заботиться о его духе. Любовь к труду, как и всякая любовь, прорастает изнутри, из души человека. Если человек устремлен к доброму, красивому, справедливому, в нем живет совесть и любовь. Но порой никакой, даже творческий, труд не рождает в человеке высокого духа – не воспитали.
Чем выше поднимаемся мы по ступеням духа, тем легче и прочнее усваивает ребенок законы людей. Из высокого прорастает и будничное, оно содержится в высоком. Но из будничного высокое не рождается. Если мы не даем ребенку духовной пищи, если мы держим его только на будничном: «сделай, сходи, подмети», то ему потребуются немалые усилия, чтобы развить свой дух.
Не каждый на эти усилия способен. Не каждый получает какой-то толчок, от которого начинается самостоятельное развитие духа, – и человек на всю жизнь остается бездуховным, то есть несчастным. Он несчастен в главном, в своем труде.
Наша истинная вина перед детьми не в том, что мы им чего-то недодали или дали слишком много – она в полудуховном, в бездуховном отношении к миру. В духовной скаредности.
Но как же быть тем родителям, у которых нет стремлений к высокому? Как им воспитывать детей? Ответ звучит ужасно, я понимаю, но надо быть честными: никак! Что бы такие люди ни предпринимали, у них ничего не выйдет, дети будут становиться все хуже и хуже, и единственное спасение – какие-то другие воспитатели. Потому что воспитание – это укрепление духа духом. Иного воспитания просто нет, ни хорошего, ни плохого. Так – получается, а так – не получается, вот и все.
Однако мы на все случаи жизни требуем научных рекомендаций. Так вот, если кому-нибудь нужна рекомендация, как по науке вытирать нос ребенку, она такая: с научной точки зрения духовный человек может вытирать ребенку нос как ему заблагорассудится, а бездуховный – не подходи к маленькому. Пусть ходит с мокрым носом.
Учителя пишут в дневниках: «Примите меры!» Но в иных случаях надо бы писать: «Оставьте ребенка в покое! Не подходите к нему! Он плохо учится и мешает классу».
Нет духа – ничего не сделаешь, ни на один педагогический вопрос правдиво не ответишь. Где высокий дух, там можно все, и все пойдет на пользу; где властвуют одни лишь конечные желания, там ребенку все во вред: и конфетка, и ласка, и таска. Там чем больше взрослые занимаются ребенком, тем хуже результат.