О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
Интернет
Обозрение педагогической печати
В первой колонке августа я хочу рассказать вам об одном интересном школьном проекте по биологии. Немного фантазии, высоких технологий, доступных уже в каждой школе, и… ученики 6 и 7 классов под руководством учителей биологии и информатики построили скворечник и организовали видеотрансляцию из гнезда. Правда, в скворечнике поселилась синица, однако научной ценности эксперимента это ничуть не снижает.
Сайт проекта находится по адресу http://titmouse3.narod.ru/, а здесь (https://rutube.ru/tv/bio3/) вы можете посмотреть трансляции из гнезда.
Хотя птенцы уже вылупились и редко заглядывают в родной дом, на сайте вы можете посмотреть ролики: как синица поворачивает яйца и отвечает партнеру, как он заботливо ее кормит, понаблюдать за первым днем жизни нескольких птенцов и даже увидеть вылупление птенца.
Ребята ведут журнал, обнаруживают закономерности и удивительные события жизни юных синиц и собирают статистику, которую тоже можно изучить на сайте. Если вы загорелись идеей организовать такой же проект, узнать технические детали – какая устанавливалась электроника, какие использовались программы, как их осваивали ребята и учителя, то можете связаться с координатором проекта Евгением Ширяевым (506@rambler.ru).
К слову о видеотрансляциях. Используя их, можно разнообразить учебный процесс. Сегодня в Сети можно найти довольно много образовательных видеоматериалов по биологии. Например, на подкасте http://olgdessa.rutube.ru/movies/ можно найти более 60 роликов: от советских фильмов производства студии «Школфильм» до англоязычных презентаций по строению человеческого тела.
Но вернемся к исследовательским работам по биологии.
На сервере Экологического центра http://www.ecosystema.ru/ вы можете найти методики самостоятельной исследовательской (проектной) работы школьников в природе, образцы (тексты) детских исследовательских работ и учебно-методические фильмы из серии «Экологические исследования школьников в природе». Это 40 «короткометражных» учебных фильмов, в которых показаны технологии организации и проведения детьми полевых проектных исследований по географии, биологии и экологии.
А на сайте соросовского учителя Александра Козленко (http://www.kozlenkoa.narod.ru/index.htm/) находится полное описание проектно-ролевой игры «Биотехнология, генетическая инженерия: финансирование научных разработок».
Вообще этот сайт – настоящая копилка для учителя биологии. Здесь вы найдете примеры использования на уроках мультимедийных технологий, компьютеров и специализированных биологических программ. Таких, например, как «Программа визуализации молекул» или «Симулятор работы нейронов», дистанционный курс «Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии», инновационный учебно-методический комплекс «Экология. Конструирование биосферы» и многое-многое другое.
Удачи вам и вдохновения на уроке!
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
oleynikov@1september.ru